ИНФОРМАЦИЯ |
ВЫВОДЫ ПО ТАТАРОВУ. |
|
Алескей Лидов. Представление книги. Итоги первого этапа. Несколько мыслей и итоги уровня. Святоотеческое учение о прелести. Гманистический манифест. Об ответствености за информацию. Гуманистический манифест. О скепсисе. Гуманистический манифест. Цинизм и утопия. Гуманистический манифест. Открытое письмо. |
ТЕКСТ№2 Книгу Вы можете найти по адресу: http:// tatarow.narod.ru РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЧУВСТВ. ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. В данной статье мне бы хотелось акцентировать внимание читателя на второй и третьей главах книги Татарова “Светопреставление”. В этих разделах речь идет о Ролевой Теории Чувств (РТЧ), рассмотреной в данной книге в достаточно конкретном содержании. Считаю, что РТЧ – одно из наиболее крупных достижений автора этой книги. РТЧ является таблицей умножения в психологии, описанной в понятном и вполне приемлемом виде. Не забывая о том, что книга некоторым скептикам покажется написанной в некотором “ненаучном” виде, следует напомнить что, не взирая на всевозможные ориентации, истина в этой системе имеет место быть. Достаточно в ее оправдание сказать, что данная система на практике РЕАЛЬНО РАБОТАЕТ! Не знаю, каким образом она была выведена автором книги, из древних источников или научных, повседневных наблюдений, но то, что она работает – это факт! Когда мне впервые эта книга попалась на глаза, к РТЧ я отнесся с интересом. Интуитивно я был наверное знаком с подобным механизмом, однако РТЧ дала мне ясную картину процессов взаимоотношения людей и прояснила некоторые тонкие моменты. Более того, она вывела интуицию в этом отношении НА УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, что крайне важно для взрослеющего человечества! Тем же, кто не знаком с этим и плохо разбирается в людях, этот механизм может служить отличным алгоритмом постижения данного вопроса. Вобщем, эта система должна сыграть и еще сыграет очень весомую роль в будущем человечества. Каким образом? Прежде всего, конечно-же, в освобождении человека от тотального рабства перед эмоциями. Он должен быть не зависим от них, но оптимально их использовать, перевернуть зависимость наоборот. Далее, РТЧ должна стать частью внутренней составляющей человека, постоянно находящимя в голове руководством, что послужит избежать многих ошибок в жизни и обрести крепкое моральное здоровье. Поэтому не надо стараться черезчур искусственно всю ее постоянно держать в голове. Необходимо жить свободно, а гарантией оптимальной жизнедеятельности в русле РТЧ, как раз и является соблюдение истинных нравственных норм, которые и ОСВОБОЖДАЮТ нас от оков несовершенства, и ОПТИМИЗИРУЮТ нашу творческую, созидательную и обыденную жизнь! Однако (хотя можно и так, почему бы и нет), вовсе не обязательно носить эту инструкцию с собой. Она должна интуитивно быть интегрированной в сознание, и лишь для разбора конкретных схем можно обратиться к РТЧ. Для лучшего же и наиболее глубокого представления и усвоения механизма РТЧ, эту систему необходимо рассматривать не как набор схем в тех или иных ситуациях (что наиболее примитивно), и не как трудно связываемые между собой алгоритмы, а на как единый механизм в целом, как на систему единого функционирования малых (если хотите) подсистем, тем более, что в быстро меняющейся обстановке, досконально по полочкам все разложить просто не будет хватать времени. Нужно ее мыслить системно! Ее не следует использовать в корыстных целях. Попытаться возможно, однако корысть присуща определенной доминанте характера, а поскольку вы своими чувствами на высоком уровне не владеете, то эта доминанта будет проявляться в ваших действиях в скрытой для вас форме, и что окажется в итоге, не знает никто! Да и не надо! В этом смысле гораздо проще и надежнее действовать в связке Герой-Друг, которая, впрочем (что и хорошо), пригодна только для выполнения благородных дел. Почему так, - ответ ясен. Но РТЧ оказывает влияние не только на конкретного человека или группу людей, находящихся в конкретной связке. Поскольку человек и общество, - понятия тесно взаимосвязанные, РТЧ ярко проявляет себя и на более масштабных и глобальных мировых процессов, что легко может быть выявлено каждым на любом рассматриваемом уровне. Здесь, прежде всего, поскольку данная статься выходит в день опубликования результатов встречи заинтересованных людей в создании единой информационно-интеллектуальной ассоциации, хотелось бы пару слов сказать о том, как РТЧ проявляет себя в отношении между нами и людьми, приходящими на сайт. Прежде всего, по существу вопроса, следует указать, что, невзирая на сразу же образующиеся у читателя стереотипы и ассоциации, которые расценены каждым могут быть по-разному, создаваемому авангарду общества, ставящему своей задачей стать идеологическим и морально-эволюционным двигателем человеческого сознания, эмоциональная роль в отношении к нам как к единому лицу вполне соответствует роли Героя. Причем эмоции могут передаваться и через текст и через прочие средства обмена информацией, хотя лично я естественно избегаю революционно-пропагандистских настроений, способных эффективно поднять массы куда-нибудь. Для меня это естественно, поскольку считаю, что эмоции должны служить человеку, но не наоборот. Но все-же, зная характер и направление создаваемого движения, эмоционально -ролевая связь создается, и прежде всего на более высоком ассоциативном уровне, который всецело корениться именно в РТЧ.Таким образом, в отношении взаимодействия Героя с обществом, хотелось бы отметить несколько фактов, с одной стороны способствующих единению под общей идеей прогрессивного, с другой – притормаживающих этот процесс, всилу причин, коренящихся как раз в механизме функционирования ролевой теории чувств. ХАРИЗМИЧЕСКИЙ ТИП ОТНОШЕНИЯ. В главе 3 вышеупомянутой книги, в 3 параграфе “Секреты власти”, мы находим главку “Харизма”, где как раз в краткой форме описан процесс отношения в структуре харизмического типа власти. Вот оттуда выдержка :“Кроме духовного и авторитарно-деспотического типов власти есть ещё харизматический тип власти. Харизма складывается из двух компонентов:
Иначе говоря, харизматический лидер (именно лидер, вождь, а не правитель) – это человек с героической доминантой характера. Пламенность, вдохновенность – это чувство, связанное с ролью Героя. А способность увлекать за собой людей обеспечивается устойчивой связкой ролей Героя и Простака-Трудяги, т. е. Героя и его верных друзей. Эмоциональное обращение от роли Простака-Трудяги к роли Героя – это чувство верности, единения, чувство “Мы”. Все революционные лидеры были харизматиками – их поэтому и называли “пламенными революционерами”, “пламенными борцами за дело революции”. Тут надо вновь напомнить, что роль Героя неразличима ни с роли Жертвы, ни с роли Кумира. Поэтому как властители, так и их поклонники воспринимают харизматиков лишь как конкурентов властителей. И лишь деспоты пытаются твёрдой рукой обуздать разбушевавшуюся стихию революции, остудить накал страстей”. Здесь в выдержке я выделил жирным шрифтом два фрагмента, указывающих на трудности в общении между нами и остальной общественностью. Положительные стороны тут ясны. Надо сосредоточиться на проблемных моментах. В общем-то, эти два момента связаны между собой. Они создают общее отношения общества к нашей организации, выступающей на роли Героя, где обществу фактически предлагаются (не умышленно, но по характеру построения взаимоотношений!), роли Злодея, Жертвы или Друга. С первой ролью построения взаимоотношений никому не нужны. Невозможно общественное движение , выступающее в открытой борьбе с общественностью, поскольку оно тогда уже не будет общественным. Оно тогда само перейдет на роль Злодея, с дальнейшим построением тоталитарного режима, загонит весь народ на роль Жертвы. Чтобы быт авторитарно непререкаемой властью, нам тогда следует пребывать на роли Кумира. Тогда, всю свою историю угнетаемый народ, привыкший в своих корнях к роли Жертвы (и духовности!), будет восхищаться проявляемым кумирством и заочно его поддерживать. Не зря в России и по сей день очень сильны подобные мотивы веры, в сильного дядьку, который наведет порядок и сделает жизнь лучше. Не говоря о личности Путина, помимо даже его самого, его высокий рейтинг может служить очевидным доказательством этого. И, кстати сказать, такая роль (роль Жертвы), как это нелепо может показаться на первый взгляд, очень удобна простому населению, и не только в эмоциональных мотивах. Такой порядок уже не рабство перед ролью Злодея, но наоборот, он отдает выполнение всех задач Кумиру и, либо разочаровывается в нем и ищет другого, либо всецело вверяется ему и надеется на его разум, власть и прочее. Сегодня одновременно в России мы имеем и то, и другое. Это есть так называемая психология масс.Однако роль Кумира, не обладающая властью и влиянием, не способна заработать себе явный авторитет. В этом отношении, Путин хорошо поддерживает свою кумирскую роль и ролью Героя, когда люди верят в него и его реформы по другому, поддерживая его и переживая чувства “общих политических взглядов” и настроений. Поэтому, люди за ним и идут. Что же касается лично нас, то мы должны быть лишены сегодня роли Кумира, поскольку для этого прежде всего должен существовать определенный общественный авторитет. Да мы и не стремимся к этой роли, поскольку она не сказана непосредственно с творчеством и производством, и поэтому подходит более политическим партиям, для заманивая избирателей в свои ряды.Мы однозначно выбираем для себя роль Героя, предлагая таким образом народу занять роль Друга, для совместного построения общего будущего. Мы выступаем в роли авангарда, но сами МЫ складываемся из ВАС, поэтому можем являться только первыми среди равных, и поэтому только в связке Герой-Друг, складываются наиболее сильные (нравственно в том числе и особенно!) внутриобщественные взаимоотношения, способные создать невероятное общественное единение, под общими идеями прогрессивного нравственного и чистого. Каждый относится к нашей деятельности по-разному. Например, чем можно объяснить молчание большинства посетителей Сообщества (и сайта), но между тем периодическое к нему возвращение. Начнем с более положительного. Потому что, пребывая на роли жертвы, хотим мы того или нет, нас принимают за роль Кумира и ждут от нас, что мы все сделаем сами, поэтому и происходит простое наблюдение. В нужный момент нас можно поддержать, однако в интеллектуальной разработке новой концепции особо напрягаться никто не хочет, поскольку Кумир на то и Кумир, чтобы оправдывать свой авторитет и сделать все сам. Это конечно многое, но не совсем соответствует общему настроению принципа создаваемой организации. Ведь мы не создаем некую элиту, которая будет вести общество по пути его дальнейшего совершенствования. Мы, - наоборот, призываем к тому, чтобы оно вело себя само! Мы, по своей функции должны лишь организовывать этот процесс и обеспечивать его. Не надо отнас чего-то ждать, но включаться в совместный процесс! Именно для этого мы существуем именно в таком виде! Другая проблема заключается в том, что Роль Героя, предлагающая своему соратнику – обществу роль Друга, несколько дискриминирует его индивидуальные составляющие. Ведь роль Друга не зря через тире у Татарова соседствует с понятием Простака. Поэтому общественность, особенно в наше время, больше воспринимает роль Героя именно с этой позиции, как “капание на мозги” (может даже!), где творческая интеллектуальная роль принадлежит Герою, а Друг лишь следует за ним и обеспечивает его амбиции. И именно поэтому, роль Героя также может восприниматься и путуться с ролью Кумира, как очередных претендентов на власть, и именно претендентов, а не реальных конкурентов, поскольку мы сейчас не обладаем реальным влиянием. Роль Друга-Простака сегодня не очень то подходит современному российскому м енталитету. Это было еще возможно в Октябрьскую революцию, когда народ шел за большевиками, особо не вникаясь в тонкие моменты их идеологии. Ведь были противниками их не только капиталисты, но и люди, оценивавшие существующее положение дел с разных позиций. Были и те, кто не менее большевиков хотел построения социалистического гуманного общества, но не стал этого делать, в силу определенных политических причин. С исторической точки зрения, социализм, как попытка построения гуманного общества будущего (хоть и переросшая в тоталитарный коммунизм), все же явилась хорошим экспериментом человечества, структура которого отчасти пригодиться в построении общества будущего. Единственно, может быть не следовало столь надуманный на чисто эмоциональных переживаниях, строить в таких больших масштабах. Однако, в те времена, иначе быть может быть и не могло. Что же касается положения дел сегодняшних, то как было уже сказано, роль Простака не очень подходит более интеллигентному и развитому российскому менталитету. Возможно, он может найти поддержку скорее в США, где народ пребывает именно на этой роли, где государственная власть буквально навязывает ему эту роль через информационное и идеологическое давление. Но у них Герой “не чистый”, поэтому очень сильны у них и моменты кумирства, где населением играют прежде всего на этих двух эмоциональных составляющих. Роль Друга отдает интеллектуальное предпочтение роли Героя, однако мы наоборот предлагаем всем занять эту интеллектуальную роль. Получается противоречие. Однако оно снимается тогда, когда мы уточним построение взаимоотношений между нами и обществом.
БОЖЕСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ. Далее мне хотелось бы прояснить влияние роли РТЧ на еще более глобальном уровне, на примере рассмотрения ее проявления в религиозной жизни человека. Конкретно речь пойдет о том, как строятся взаимоотношения между Богом и человеком, что не предполагает доказательство бытия Его как такогого, поэтому атеистов данное содержание не должно смущать. Здесь мы скорее исходим из научно-наблюдательного подхода, а выводы по этому поводу каждый может делать свои.Для этого также предложим Вашему вниманию выдержку из главы 3 книги Татарова “Светопреставление” :“Сначала о духовной власти. Церковники утверждают, что всякая власть от Бога. Чтобы понять, что стоит за таким утверждением церковников, надо вспомнить о том, что такое Бог с точки зрения ролевой теории чувств и откуда берётся богоискательство. За словом “Бог” никакого понятия, никакого (зачастую!) образа нет (с т.зр. РТЧ). Поэтому существует богоискательство – поиск образа Бога. Слово “Бог” ещё иногда заменяют словами “абсолют”, “высший разум”, “верховный владыка”. Эти слова: “абсолютный”, “высший”, “верховный”, “владыка” – раскрывают истину. Бог – это то, к чему обращены возвышенные чувства в самом сильном их проявлении. Поскольку возвышенные чувства – это эмоциональное обращение от роли Жертвы к роли Кумира, то Бог – это самый великий, самый высокий Кумир”. “Существование возвышенных чувств, вызывающих почитание и преклонение, является причиной существования культов и религий. Религию можно сколько угодно обзывать “опиумом для народа”, разрушать храмы, церкви и святилища, убивать церковников, но нельзя уничтожить возвышенные, религиозные чувства, ибо они являются неотъемлемой частью базового спектра чувств и эмоций. Церковники лишь спекулируют на этих возвышенных религиозных чувствах при помощи разных религий. Попы и сектанты лишь используют с выгодой для себя объективно существующее явление. Другое дело, что церковники провоцируют и увеличивают религиозные настроения в обществе сверх всякой меры (и для своей выгоды), поэтому следует пресекать чрезмерную активность церковников и сектантов.Тем не менее уничтожить религии невозможно. Уничтожение одной религии немедленно приведёт к замене её на другую, иногда в форме культа личности “Великого Вождя” или “Отца народов”. Не зря говорят: “Свято место пусто не бывает””. “Подавляющее большинство людей приходят к вере в Бога исключительно благодаря бедам, болям и невзгодам, происхождение которых приписывается дьяволу. Характерен образ ада: там черти – подчинённые дьявола – мучают людей, жарят грешников на сковородке. Не случайно попы адом пугают людей: “Не молишься, не поклоняешься Богу – будешь жариться в аду у дьявола”. Из приведенных выдержек можно сделать несколько выводов. Некоторые з них уже рассматривались в предыдущих моих работах, здесь же мне хотелось бы акцентировать внимание вот на чем.
Эта заповедь входит в число 10 заповедей Моисеевых. Какую роль она играет в отношении рассмотрения механизмов РТЧ? Тут, в противовес традиционным религиозным представлениям, можно предположить и такую трактовку, что эта заповедь, в отношении к самому Богу, подрозумевает избежания по отношению к нему чисто кумирских эмоциональных переживаний. На первый взгляд это нелепо даже с точки зрения РТЧ, где роль жертвы предполагает духовность, но я поясню. Дело в том, что религии создавались очень давно, и рассчитывались они прежде всего на ту аудиторию, что была тогда в наличии. Малообразованному человеку проще и надежнее было внушить тогда чувство восхищения перед божественным, и даже страха (еще ранее!), когда до восхищения человек еще не дорос. Но вот человечество развивалось, и стало возможным произведение в нем духовных позывов через восхищение. Тут должно отметить, что восхищение является весьма универсальным особенно в то время, но очень даже весомым и сейчас аргументом в обеспечении нравственности и стимулировании духовного самосовершенствования. Ведь восхищающийся никогда не возомнит себя наравне или даже выше Бога, а значит последний всегда будет оставаться непререкаемым кумиром и носителем беспрекословной нравственной истины. Сегодня человек растет. Необходимо отметить, что только что указанное отношение между человеком и Богом сегодня по-прежнему является наиболее действенным и надежным. По этому параметру, кстати, можно судить об изменении нашего морального уровня по сравнению с положением вещей 2000 лет назад! Есть о чем задуматься… Однако, с развитием общественного устройства и человеческой индивидуальности, мы приходим к выводу и наблюдениям того, какую роль играют сегодня в мире религиозная жизнь, и почему эта роль не столь велика. Основная причина – развитие человеческой индивидуальности. Конечно, вместе с ней параллельно растет и ее эгоизм, но умалять достоинства этого достижения человеческого сознания вовсе не следует. Нужно искать иные пути и методы примирения разума и обеспечиваемого верой абсолютного духовного искания. Как же это сделать? Как сохранить положительное влияние роли Жертвы и обеспечить волю человека к самостоятельному творческому (даже не к самоутверждению!). Тут, на этой стадии человеческого развития, считаю, нам может помочь в этом деле механизм построения ,харизматического отношения человека к Богу. Необходимо сразу же отметить, что вовсе не означает здесь сразу же полагать оправдание деятельности нашей организации как некоего божественного действия . Это, конечно, личное дело каждого человека (а может и самого Бога, судить об этом трудно), но мы настоятельно просим для себя отметить, что рассматриваемое отношение между Богом и человеком в этой главе, НЕ ИМЕЕТ СКРЫТОГО СМЫСЛА в отношении оправдания и роста авторитетности нашей организации! В данном случае, мы рассматриваем эти два вопроса раздельно!Итак, харизматический тип построения отношений. Он означает, что Богу, как движетелю мира и человека, следует отнести эмоциональную роль Героя, тогда как всем нам, предлагается занять роль Друга и Его последователя(!). Этот тип отношений признает мудрость и авторитет Бога, но, в отличие от простого восхищения, стимулирует и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО! Теперь человек по-прежнему осознает разницу перед Его мудростью и возможностями своей, что гарантирует усмирение личностного эгоизма в рамках истинной нравственности и Его скрытого(!) авторитета (авторитета “по умолчанию”), с другой стороны, обеспечивает и даже стимулирует творческое богоискательство, причем в рамках божественной нравственности и справедливости! Здесь вера совпадает с творчеством и реальным переживанием бытия Бога как нечто близкого, с коим действуешь В СИЛУ СВОИХ ЗНАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ(!), что также означает стремление к самосовершенствованию для действий совместно с Богом, как для бытового разрешения вопросов, так и для максимально глобальных и космических целей и задач! Считаю, только на таком устройстве возможно возрождение влияний традиционных религий или создание новейшей, в которую войдут традиционные глубокие знания мировых больших и малых религий, и найдут себе оптимальное, в том числе чисто практическое, применение через харизматическую основу эмоционального(!) общения между божественным и мирским. Здесь порождается совместное движение с Богом “бок о бок”, что безнравственным быть не может. Здесь стимулируется также развитие реального восприятия Бога, развития духовного ока, что также является огромным плюсом во взятии за основу такой системы. Кстати в христианстве, а конкретно – в православии, существует такое понятие, как “быть при Боге”. И именно это оно и означает! Правда на более высоком духовном уровне, когда существует реальное Его восприятие и переживание. Кстати, это также является доказательством того, что предложение роли Жертвы в религии адресовано, прежде всего, широким массам населения, как первый урок в обретении божественного. Но за первым уроком следует второй, третий и так далее. Продвинутое человечество нуждается сегодня в уроке №2. Кому необходимо, тот все-равно пройдет непройденное! Но необходимо и указать на перспективу! Что и обеспечивает предложенная здесь эмоциональная основа построения новейшей РАЗУМНОЙ религии! Находясь на роли Друга, человек может испытывать и дискомфорт, что был описан в отношении между нами и общественностью. Но, во-первых, различие в мудрости оправдано, а во-вторых, - действуя совместно ты не есть Его противник по спортивному состизанию. Даже если человек не верит в Бога, для него последний может служить образом абсолютного совершенства и мудрости, ориентиром, к которому можно стремиться, тогда соревнование с этим ориентиром становиться просто бессмысленным! Невозможно стать совершеннее абсолютного совершенства! В лучшем случае, можно стать наравне. Но если ты в абсолютном наравне, то не можешь быть выше, а если утратил уважение к Богу хотя бы как к равному, то тут-же стал ущербнее, и потерял теперь уже уважение к себе Бога и САМОГО СЕБЯ! Не стоит здесь упоминать, что абсолютное совершенство предполагает (если вы уж достигли состояния Иисуса Христа!) не меньшее уважение и по отношению к прочим. Это ясно. Поэтому, универсальная на все возможно времена заповедь “Не сотвори себе кумира!”, оказывается здесь очень и очень даже оправданной. Наше дело предложить, Ваше – обдумать! |