ИНФОРМАЦИЯ

Главная

Текущие

Информация

Гостевая

Библиотека

Дискуссии

Идеология? Организац. Ссылки Почта

Гум. стандарты

ЧИТАЕМ КНИЖКИ.

Лев Толстой. О христианстве.

Алескей Лидов. Представление книги.

Алексей Лидов. "Быть богом".

Итоги первого этапа. Несколько мыслей и итоги уровня.

РТЧ-Далеко идущие выводы.

Выводы по Татарову-1

Сколько живет человек?

Очень важное письмо.

Святоотеческое учение о прелести.

Суть организации.

Суть базовой идеологии.

Конкретика. Шаг первый.

Дорогой зомби в XXIвек-2

Читаем книжки.

Предмет и метод философии

Язык и мышление

Об умении учиться

Время

О добре и зле, да не столько

Уныние

Гманистический манифест. Об ответствености за информацию.

Гуманистический манифест. О скепсисе.

Гуманистический манифест. Цинизм и утопия.

Гуманистический манифест. Открытое письмо.

Ответ Приюту одинокого старика.

Можно ли отыскать истину.

Практическая философия

___________

Как Вы считаете, сколько нужно прочитать книг, чтобы стать умным? Две, три, а может быт всю Национальную Библиотеку? Или библиотеку Российской Академии наук? Будешь много знать, будешь иметь успех в любой популярной телевизионной шоу-программе.

Однако, думаю, многие со мной согласятся, что обилие информации в голове отнють не означает автоматического прироста умственных способностей человека. Да, он становиться очень эрудированным, способен всегда в широком диапазоне поддержать беседу со знающими людьми и показать тем самым свою осведомленность. С таким человеком интересно поговорить, и “не лекционно” узнать от него некоторые интересующие вас вещи.

Но в том случае, если речь заходит о развитии у индивидуума его умственных способностей, то требования к читаемой им литературе ставяться уже несколько иные. Его уже не могут устроить просто научно-популярные, историко-познавательные и прочие книги, не говоря уже о массовой художественной литературе и бульварной прессе. Для развития в себе интеллектуальных качеств, человек обращает свое внимание прежде всего на элитную литературу признанную всеми и во все времена. Его сознание, в знакомстве с данными произведениями, погружается в культурно-интеллектуальную среду классических стилей мышления и общения. Теперь человек проникается великими произведениями и восхищается ими. Он теперь способен “цивилизованно” вести светские беседы с кругом своего общения и выглядеть в глазах других еще более образованным и культурным человеком.

При чтении подобной литературы индивидуум знакомиться с культурным и нравственным наследием прошлого и настоящего, однако для приобретения совершенного рассудка, последнему необходимо подняться в своем внимании еще выше и начать знакомство с работами известных мыслителей и философов.

 

Что первым делом говорят родители, заставляя свое чадо учиться или просто заботясь о его здоровом воспитании? Заставляют его идти читать книжки. Причем, чаще всего, предоставляют выбор ему самому, и лишь иногда показывают на те произведения, что ему следует с их точки зрения прочитать. Такой подход родителей вполне устраивает, поскольку ребенок работает над собой, да еще и самостоятельно!

Но тут присутствует одно великое “но”. Читая книги, особенно умные, и даже известных философов, человек чаще всего (особенно если он невелик годами), принимает большую часть изложенной там информации на веру, поскольку обсудить эту информацию он еще неспособен. Читая книгу за книгой, познание его о мире растет. Со временем, глядишь, этот ребенок уже и папу жизни учит, а то и мнит себя гением. Родители ненарадуются, учителя тоже в восторге. Но такое положение вещей складывается тогда, когда человек прочитал действительно полезные книжки, когда смог в них разобраться и когда, что самое важное, самостоятельно понял о необходимости серьезной работы над ними. Как правило, такой ребенок уже далеко не ребенок, он уже окончил какой-нибудь, например, гуманитарный ВУЗ, а то и аспирантуру. Теперь он может начинать думать о том, чтобы привнести в мир что-то свое.

Пока все понятно. И действительно, человек должен что-то знать, к чему можно будет потом приложить свои знания и умения. И теперь он начинает что-то производить. Для примера мы взяли философа, как производителя новых мыслей и идей. Он начинает собственную полноценную работу в этом направлении. Однако, осознанно или нет, после определенного промежутка времени (у каждого по-разному), для него наступает некоторый барьер или препятствие. Он хорошо разбирается во множестве философских течений и концепций, способен обоснованно поддержать выводы одной и опровергнуть мнения другой, получил большое уважение в кругах своего общения и написал тонны философских трудов, в основном состоящих из критики работ других и обширных доказательств некоторых своих (чаще всего частных) идей и умозаключений, и многое другое. Но, познав многое, потратив огромное количество времени на прочтение нужных и бездарных книг, он остался наедине с неизвестным миром, с миром, о котором у человека еще нет представления и узнать о нем не у кого. Теперь без творческих способностей человеку не обойтись.

Но вот в чем вопрос, творит ли человек что-либо от себя, вникаясь внимание в содержание той ли иной философской книги? Да, это его стимулирует, подстегивает подняться на ступень выше и за ней он поднимается… Он дошел вплоть до обладания умственными способностями наравне с ее автором, но далее он переходит к другой книге, где происходит разбор иных или тех же самых понятий уже с другой точки зрения. Прочитав кучу книг, новоявленный философ вырабатывает свою точку зрения. Но тогда получается, что он не производитель, а потребитель, и то, что до этого времени он делал, заключалось в относительно несложном сопоставлении различных мыслей разных людей и выбор из них для себя наиболее приемлемой. Многих неизвестность, повторюсь, осознанно или нет пугает, и они остаются в пределах вот этой книжной интеллектуальной сферы, лишь иногда делая какие-то свои умозаключения и ведя активные дискуссии в поддержку одного уже выработанного кем-то мнения или опровергая другое. Вне этой сферы он сталкивается с непреодолимым, и вновь и вновь возвращается уже в привычную для себя интеллигентную обстановку. Фактически он оказывается ограниченным ею.

Получается, много читать – мало. Можно знать многое, но не иметь возможности это многое примненить. Почему так? Да потому что получение информации не должно являться (как это часто бывает) самоцелью. Нет необходимости жадно прыгать с книги на книгу, торопиться в целях экономии времени и поглощать безудержно чужие мысли и идеи. Философ на то и есть философ, чтобы не быть их потребителем, а производить их. Да, за века сказано уже много, но не все правильно, да и сказано далеко не все. Будучи ограниченным, для человека не существует белых пятен, и это особенно заметно, если столкнуться с непознанным вплотную. Поэтому, учась на философа, необходимо не столько гоняться за мыслями других, сколько производить их самому. Пусть это будет (и, поначалу, скорее всего так) “изобретение велосипеда”, но изобретение самостоятельное, и это имеет просто огромное значение! Пока все читают, ты производишь, когда все начнут критиковать, ты продолжаешь производить, когда все уже не знают о чем можно дальше критиковать, ты выходишь на передовые рубежи непознанного мира, и тогда уже начинают критиковать тебя. Но в отличие от них, ты сохранил в себе потенциал. Ты имеешь возможность сразу или потом, но все же обстоятельно (в полном смысле этого слова самостоятельно!) доказать свою точку зрения и приблизить ее максимально к данной природой объективности.

Из вышесказанного следует, что не книжки делают человека умным, а прежде всего внутреняя работа индивидуума над самим собой. Книжки должны не стимулировать внутренний познавательный процесс, а лишь обеспечивать его непрерывное и качественное протекание. Когда молодой философ чувствует, что ему начинает нехватать той или иной информации, он обращается к ней. Повторюсь, лишь тогда, когда у него лично существует в ней необходимость для дальнейших собственных умопостроений! Процесс познания на этом этапе несколько замедляется, однако и это далеко не факт. В любом случае качество познания мира на порядок повышается, и нет необходимости потом в беседах активно потеть и ссылаться в своих мыслях на авторитет того или иного именитого философа. Поэтому, для начинающего человека ума, с самого начала необходимо сделать вывод о том, для чего он встал на этот путь и что от него он хочет: быть признанным в элитном интеллектуальном обществе и иметь самое широкое представление о мире и мыслях различных людей и направлений, или открывать новое и неизведанное, вероятнее всего в относительно более узкой области познания, поскольку фундаментальные полноценные исследования требуют от познающего субъекта значительных усилий прежде всего в определенном выбранном направлении. Пытаясь успеть и то, и другое, чаще всего страдает оба дело. Еще чаще, - второе….

Используются технологии uCoz