|
||||
Здесь представлена информация о деятельности НООСФЕРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Сведения об обновлении сайта ищите в разделе "Текущие дела". _____________
|
Технология общественной дискриминации И.В.Полупанов Дискриминация общества – это его разделение на несколько (неравных) групп, имеющих разные возможности и привилегии. Такое разделение присуще практически всем типам обществ. Принципы и результаты этой дискриминации не только закреплены в законах, но, самое главное, признаются, принимаются, не вызывают сильных внутренних противоречий у подавляющего большинства членов общества. Если вообще возможно выявить некую структуру общества (т.е. разделить по каким-то признакам всех людей на группы, определить взаимосвязь этих групп между собой), значит, общество в какой-то степени стабильно. Каждый “знает своё место” и им довольствуется. Для стабильности очень важно, чтобы у большинства людей не возникало острого внутреннего противоречия между тем, кем он себя ощущает, и его местом в мире, отношением к нему окружающих. Это описано в теории А.Грамши, суть которой в том, что стабильность общества – продукт внутреннего согласия всех его членов. Получается, что структура общества должна быть закреплена не только законами, - важнее, чтобы каждый человек внутренне принимал её, был бы внутренне с нею согласен. Например, “обычный” член общества признаёт, что вот этот человек – “избранный”. Поэтому утром он может просыпаться не рано, имеет время заняться собой, своей внешностью и здоровьем, кушает на завтрак продукты самого высокого качества, потом работает: общается с людьми (не убирает грязь или дерьмо, не таскает тяжести на холодном ветру под дождём), или просто идёт на пляж. Далее обед – опять самые качественные продукты, приятная обстановка с внимательной прислугой, красивое помещение, чистая скатерть, хрусталь и столовое серебро, лёгкая беседа. Далее – опять работа, такая же , как и до обеда. Вечером – ужин в ещё более приятной обстановке, чем обед. Потом – интересные, приятно волнующие развлечения, далее – сон. Спальня выходит огромными окнами на море. Или на горы. Хорошая, желанная жизнь! Кто её достоин? – вот этот человек (“Владелец заводов, газет, пароходов”), этот (его сын), и ещё вот этот (его управляющий). Ну, ещё несколько категорий избранных людей.А как же я сам (думает “обычный” член общества)? – Сам я (я признаю и принимаю это!) – ничего этого не достоин. Сам я – среди тех, кто таких избранных людей обслуживает, кормит-поит, придумывает и делает для них удобные и красивые вещи. Почему? – потому, что я – “не достоин”. Как же так неудачно получилось (спрашивает себя “обычный” человек)? Почему наше общество столь несправедливо устроено? Почему у меня на такую жизнь – нет никаких оснований? Цели подавляющего большинства “избранных” и
“обычных” людей - в общем-то похожи, их можно
описать несложным набором “обыкновенных”
человеческих предпочтений: Все эти предпочтения всегда были более доступны “избранным”, чем “простолюдинам”. Поэтому, если позволяют собственный характер и ситуация, “простолюдину” желательно возвыситься, и стать кем-то из “избранных”. Можно говорить, что в течение своего развития человеческое общество прошло несколько преобразований своего устройства. Все основные “типы обществ”, описанные в учебниках,– “Первобытно-общинное”(или “Племенное”), “Рабовладельческое”, “Феодальное”, “Буржуазное” (оно же “Капиталистическое”, или “Общество свободной демократии”), “Социалистическое” и “Коммунистическое” - весьма и весьма условны. Например, феодализм и капитализм соответствуют учебнику политэкономии разве что в странах западной Европы. Нигде больше. При сравнении с реальными обществами эту разницу нужно учитывать. Для упрощения можно сказать, что каждое общество, предполагающее дискриминацию, (за исключением, пожалуй, “Коммунистического”), включает несколько обязательных групп, различающихся по характеру своего “труда” и размерам получаемого от общества вознаграждения, по их правам и привилегиям:
Для любого общества желательна стабильность, которая позволяет наращивать общественные ресурсы и увеличивать материальный уровень потребления для каждой из групп. Основное недовольство можно ожидать от “обычных” людей - у них перед глазами пример духовников и властителей, ведущих более приятную жизнь. Поэтому обеспечение общественной стабильности – забота именно властителей и духовников. Им есть, чего терять, из-за чего приходится постоянно изыскивать, совершенствовать и применять различные способы общественной дискриминации. Это необходимо для того, чтобы убедить “обычных” людей, выполняющих неприятную, монотонную, но общественно необходимую, а значит, ценную работу, в том, что эта работа будет обществом оплачиваться низко. Уже несколько тысячелетий “избранным меньшинством” используется технология дискриминации в виде целого набора способов дискриминации, своеобразных “общественных барьеров”. Назначение этих барьеров в том, чтобы с одной стороны, надёжно отделить одну часть общества от другой, а с другой стороны, убедить людей, выполняющих неприятную работу в том, что “естественное положение вещей”, и что “бороться с этим – бесполезно”.Способы общественной дискриминации можно условно поделить на определяющие (достаточные) и подтверждающие (признаки, косвенно указывающие на общественное положение). Основным и определяющим способом дискриминации является физическое насилие и жестокость. В первобытном обществе личность вожака никак не была защищена законодательно. Каждый может занять место вожака (властителя), если докажет свою силу – победит прежнего вожака. Однажды победив, хочется надолго закрепиться на этой “должности”, с помощью той же физической силы. Полезно, чтобы общество привыкло к мысли, что вожак – это ты. Лучше, чтобы это не стало большой неожиданностью для общества. В современной банде, в которой имеется первобытный общественный строй, также можно занять место вожака, убив его. Одно дело, если это сделает “обычный”, доведённый до отчаяния жестокостью вожака, в состоянии “аффекта”. Скорее всего, этого “обычного” сразу же убьют. И совсем другое дело, если убийца - кто-то из бывших “приближённых” вожака, да ещё в сговоре с несколькими другими бандитами (Следует отметить, что автор этого текста в банде не состоял, он знаком с вопросом только по фильмам и по книгам, так что возможны неточности). Здесь может произойти смена власти, и новый вожак - воцарится. Давно известно, что угроза какого-то страшного события (физического насилия) воздействует на человека сильнее, чем само событие. Поэтому современное общество использует физическое насилие ограниченно, в основном в виде угрозы. Человек знает, что если он нарушит некие законы – против него будет применено физическое насилие. Насилие сподручнее творить с помощью оружия. Даже дубина даёт человеку заметное преимущество над безоружным, что же говорить о современных видах оружия! Однако личное проявление физического насилия, даже с помощью оружия не всегда приемлемо, да и хлопотно. Нужно поддерживать себя в хорошей физической форме, тренироваться в обращении с оружием. Нужно, в конце концов, собственнолично творить насилие над людьми. А это – может оказаться “очень вредным для здоровья”! При всём при этом без насилия обойтись сложно: нужно признать, что многие люди ничего другого, кроме насилия, не понимают и не боятся. Да и самим некоторым властителям это приятно (например, русский царь Иван IV “Грозный”). Поэтому вожаки перешли к более удобному виду насилия: вместо насилия прямого, они стали использовать насилие непрямое – проявление силы со стороны общества (государства), силы, которая защищена Законом. Совсем не обязательно, чтобы Закон был написан на бумаге. Самое главное – чтобы у подавляющего большинства членов общества присутствовало внутреннее согласие с Законом. Если вожак действует с помощью Закона – насилие вместо него творят совсем другие люди, он лишь управляет этими людьми, имея над ними Власть. Он - уже не вожак, а “властитель”. Со времён племенного строя структура общества стала более сложной. Но и сегодня угроза физического насилия остаётся крайним, но весьма эффективным и безусловным способом общественной дискриминации.Если ты взобрался на кресло правителя, твоё пребывание в нём надо “железобетонно” обосновать для остальных людей. Например, объявить себя “божьим помазанником” (или “богоизбранным”). Как им стать? - Нужно изыскать “особые” знаки, которым отмечен ты, или твой род (например, эпилепсия или гемофилия), и убедить людей, что это – особый знак, который указывает на твою “богоизбранность”. При известном усердии такие знаки можно найти практически у каждого человека. Если их искать. Сам же факт занятия человеком высокого трона – подтверждает его “Богоизбранность” - не даром же именно он был избран Богом для такого трудного дела, как управление народами. Здесь причина меняется со следствием. И… ничего страшного! “Обычные” люди над этим особенно не задумываются и верят в “богопомазанность”. Вот только не нужно делать много грубых ошибок, как Николай II: вера может и иссякнуть. Люди могут усомниться в твоей избранности и сбросить с престола.Можно и проще: египетские фараоны просто объявляли себя сыном Бога, т.е. высшим существом по отношению к “обычным”. Очень простой и надёжный способ отделить себя от “обычных”! Если у верноподданных создана устойчивая вера в твою “Богоизбранность” или “Богоподобность” - значит, это определяющий способ дискриминации. Подтверждающим здесь выступает формула “короля играет свита”. Действительно, каждого “избранного” окружают вассалы и слуги. Чем многочисленнее и богаче свита – тем выше общественное положение “избранного”. Тем большее впечатление свита производит на “обычных”, как бы обосновывая “избранность” окружённого слугами человека. Сегодняшний аналог свиты для “избранных” - это телохранители, водители, личные врачи. Такие в общем, “функциональные” слуги. Никому бы “не помешали”. Принцип – тот же, что и при королях: чем богаче и многочисленней свита – тем выше положение “избранного”. Одежда слуг и самого избранного – тоже (подтверждающий) способ разделения. Во все времена “избранные” одевались роскошно и впечатляюще: дорогие меха, крокодилова кожа, золотое шитьё, скипетр, корона, посох. Все эти предметы туалета практически недоступны для “обычных”, и тем самым подчёркивают “избранность” их носителя. Чем богаче и дороже одеяние – тем резче разница . Оружие, как предмет туалета придаёт его носителю несомненный авторитет в глазах окружающих (особенно безоружных), тем самым подчёркивая его общественное положение. Чем ниже духовный уровень развития общества – тем полезнее “избранному” носить оружие. Почти у всех первых английских и французских королей меч на поясе – неотъемлемая деталь туалета. Традиция сохраняется и сегодня. Если мы видим у кого - то кобуру на поясе – сразу ясно: серьёзный человек, лучше держаться от него подальше.Пожалуй, самый высокий шик в одеянии – это когда правитель одет в скромный полувоенный френч и стоптанные полусапожки. Но все и так знают, что он – “избранный”, да ещё какой! Он настолько велик, что ему нет нужды пускать пыль в глаза богатством одеяния. У него нет на этот счёт никаких комплексов неполноценности.Военная форма – откровенная демонстрация общественного положения со вполне определёнными привилегиями и материальным достатком. Ведь есть не только полевая, но и парадная форма, которая как раз предназначена для демонстрации Традиции - прежде всего! И сегодня смокинг – “форменная” одежда для курения, т.е. для отдыха, или серьёзной беседы с солидными людьми. Смокинг имеет специальные лацканы, выдерживающие “прямое попадание” раскалённого пепла сигар. Джинсы, спецовки – традиционная (пусть удобная, но) рабочая одежда, в которой удобнее лазить под Жигули или ползать по грядкам. Встречают по одёжке! – поэтому, как правило, человеку в смокинге, во фраке или в дорогом костюме приписывается более высокое общественное положение, чем человеку в джинсах. Подразумевается, что тот, который в смокинге – сам грязную работу (без которой не обойтись) не делает. У него есть для этого слуги, что лишний раз подтверждает его “избранность”. Большое впечатление на “обычных” производят титулы (их можно считать подтверждающим способом дискриминации), которыми величают (от слова “величие”) “избранных”: ваше величество, ваше превосходительство, ваше высокоблагородие, ваше преосвященство, ваша честь, государь, маршал, генерал, генералиссимус, министр , депутат, президент, директор. “Говорящие” названия этих титулов подчёркивают “избранность” их обладателя. С их обладателями – лучше не связываться. У них есть нечто большее, чем деньги – у них есть власть.Правила хорошего тона – подтверждающие способы дискриминации. Современный этикет формировался несколько столетий и содержит большое количество сложных правил поведения во множестве ситуаций. Он определяет правила общения с противоположным полом, с людьми различного общественного положения. Не знать или не выполнять правила этикета – всё равно, что не иметь подобающей одежды или слуг. Это - повод оказаться по другую сторону общественного барьера от “избранных” - там, где “обычные”. “Высшее общество” - отторгнет вас. Своеобразным антиподом этикета можно считать нецензурные выражения. Одни и те же слова или фразы можно выразить “приличным”, или “нормальным” языком. А можно – “нецензурным”. Последнее – плохо. Потому, что нарушает “правила этикета” (см. выше). Считается, что особенно хорошо “мат” развит именно в Русском языке. Однажды человек сядет и задумается: “А почему употребление определённых слов и выражений связано с моральными запретами? Что в них плохого? Что случится страшного, если взять, и признать их цензурными?”. Напрашивается “крамольный” ответ: да ничего и не случится. Просто традиция такая. Происхождение матерщины связано с языческими культовыми обрядами. Вполне естественно, что христианство стало бороться с этим проявлением язычества и объявило матерные слова запретными. Это вошло в традицию . Несомненно, “матерный язык” позволяет эффективно выражать эмоции. При всём при этом его употребление считается “неприличным”, и препятствует вхождению в круг “избранных”.Очень важным подтверждением “избранности” является дом, или место службы “избранного” - помещение, в котором он встречается с людьми. Дворцы фараонов и королей, небоскрёбы крупных корпораций подавляют “обычного” человека своей роскошью и величием, подтверждают “избранность” обитающих в них людей. Не зря же “Бог” или “судьба” наделили их такими апартаментами! Один из способов стать “избранным” - через нарушение уголовных законов. “Тупица, неудачник!” - ругает жена мужа. “Короче говоря – честный человек” - заключает дед (Мультсериал “ Dyatlow’s”). Жена расстроена из-за того, что глава семейства не украл картину в музее, не добыл таким образом денег, и не сделал попытку стать “избранным”. Если бы он украл, и не попался бы – никто его не стал бы осуждать по “житейским понятиям”. На преступление может решиться далеко не всякий, потому что для подавляющего большинства нарушение законов уголовных невозможно без нарушения законов нравственных. Люди в большинстве своём понимают, что один человек может стать богатым, только если отнимет каким-то способом деньги у других людей. Кто-то сумел это сделать. Но в большинстве своём люди на это не способны. Г.Форд (в своё время) сказал, что может объяснить происхождение любого из своих миллионов. Кроме первого... Видимо потому, что так называемый “период первоначального накопления капитала”, в результате которого и появляется тот самый “первый” миллион, связан, как правило, с нарушением закона. “На каждом долларе – кровь!” - написано у К.Маркса. Однако общество пытаются убедить в том, что подобное нарушение закона – это “неизбежное зло”, его можно стерпеть и оставить безнаказанным, если всё делается ради “благой идеи” - добывания денег. Академик Н.Шмелев пишет: “Мы обязаны внедрить во все сферы общественной жизни понимание того, что все, что экономически неэффективно, - безнравственно и, наоборот, что эффективно - то нравственно”. Понимать можно так, что, если удачно своровал (нарушил уголовное право) и не попался – это правильно, поскольку “экономически эффективно”! Ты же деньги добывал!Уголовное законы – по-разному относятся к “избранным” и к “обычным”. Если ты “избранный” - у тебя, как правило, есть знакомые в органах правопорядка. Или просто много денег. Тебя либо не осудят, либо отпустят под денежный залог. Ни то, ни другое – не доступно “обычному”. Во многих странах действует закон о “депутатской неприкосновенности”, предполагающий, что применить уголовное преследование к депутату можно только с согласия его коллег-депутатов. На деле это означает, что представители власти (например, сотрудники ГАИ) предпочитают “не связываться” с депутатами, их помощниками, и прочими “избранными”, у которых под ветровым стеклом виднеется пропуск в виде российского флага. “Себе дороже!” - они предпочитают “работать” с “обычными”, благо их достаточно много. Кстати, экипаж “избранного” - подтверждает его общественное положение. Раньше “обычный” ходил пешком, “избранный” ездил в золочёной карете с кучером и лакеями. И сегодня разница между “жигулёнком” и “600-м Мерседесом” вполне весомо демонстрирует разницу высоты положения их пассажиров. “Богоизбранность” по определению передаётся по наследству. Однако “богоизбранных” и их кровных родственников – немного. А “шустрых” – всё больше и больше. Из них, как уже было сказано, “вылупляются” всё новые и новые люди, ощущающие себя “избранными”. Как быть? Хотелось бы как-то “законно” расширить круг “избранных”! Как это сделать? – Надо придумать новый признак, по которому производить разделение общества. И этот признак должен быть в меру демократичным, чтобы не вызывать внутреннего отторжения у людей. И в меру “труднодоступным”, иначе “понабежит” куча народу, и привилегий для всех “избранных” не достанется. Такой признак был удачно найден – это “умность”. “Умный” - это тот, кто умеет хорошо анализировать информацию, и делать более удачные, более правильные выводы, чем нормальный, или “обычный”. Он всегда найдёт (если будет “умничать” в этом направлении), как работать поменьше, а получать – побольше. Причём пользы для общества от этого больше не станет, и поэтому платить ему больше не следует. Но “умный” - сумеет всех убедить, что он за свою “умность” должен получать от общества (денег) больше, чем “обычные”. Вопрос: “Насколько это справедливо по отношению к остальным, чем они хуже тебя, если работают больше, а получают меньше” - не стоит. Поскольку у них, у “умных” - “Человек человеку – волк”, и “Кто смел – тот и съел”. “Умный” скажет примерно так: “Мы, “умные” - такую вот жизнь для всех нас устроили, и считаем, что ничего лучшего придумать просто нельзя, а может – просто ума не хватает. А если кто из недовольных будет “умничать” - мы ему напомним нашу не самую плохую выдумку о “Природе человека”, которая, якобы, другого типа отношений, кроме как “Своя рубашка ближе к телу” - просто не выдерживает”.Образование – также даёт его носителю большие и неоспоримые преимущества в глазах окружающих. Интересно, что людей с высшим образованием в тюремной среде называют “придурками”. Там считается, что только придурок, имея образование, мог совершить такую дурость, как попасть в тюрьму (“Чешежопица. Очерки тюремных нравов” Майер В.А.). Моя бабушка (Светлая ей память!), жившая до революции в селе в Пензенской губернии и родившая 12 детей, постоянно указывала мне на важность получения образования, которое в её глазах ясно указывало на общественное положение. Она любила повторять “Гхоспода-то до революции – образованные были!”(в отличие от “обычных”). Сегодня образование – не столько сумма знаний, сколько пропуск на более высокую общественную ступеньку. Программа обучения высшего учебного заведения рассчитана на пять лет. Учебные дисциплины, соответствующие названию диплома, занимают примерно половину учебного времени. Считается, что оставшаяся половина – способствует расширению кругозора студента и поможет ему быстро адаптироваться в новой жизненной ситуации или освоить новую работу. Получается, что для обучения человека специальности достаточно двух с половиною лет. Остальное время обучения затрачивается на “общее развитие” человека. Именно это самое “общее развитие” - и есть “билет в избранные”. Чем выше уровень образованности, чем шире кругозор – тем больше шансов быть принятым в “избранные”. Думается, многие часто сталкиваются с ситуацией, когда специалист не может занять инженерную должность не из-за отсутствия знаний или опыта, всего этого у него как раз побольше, чем, например, у “молодого специалиста”. А только из-за отсутствия “корочки” о высшем образовании.Но даже для одной и той же продолжительности образования его качество может быть различным. На “западе” разделение общества на группы начинается с детства посредством деления школы на “два коридора” или на “две сети”. “С точки зpения методики пpеподавания, в школе “втоpого коpидоpа” (для массы) господствует “педагогика лени и вседозволенности”, а в школе для элиты - педагогика напpяжённого умственных и духовных усилий” (С.Кара-Мурза “Манипуляция сознанием”). Школа “второго коридора” - для “обычных”. Они должны с детства привыкать к мысли о том, что получили в школе “ущербное” образование по сравнению с “избранными”. Немного “в стороне” стоят подтверждающие способы дискриминации, связанные с таинством. Это наследственные тайны жрецов и колдунов, секретные снадобья врачевателей и знахарей. Тайна – очень древний и надёжный способ дискриминации. Магов и волшебников во все времена было весьма немного. Иначе общество не смогло бы освободить их от тяжёлой и грязной работы, и платить при этом больше, чем “обычным”. С ними всегда предпочитали не связываться – их побаивались. Они могли вылечить, а могли – наоборот - наслать смертельную болезнь. Они объединялись в тайные общества, некоторым из которых более тысячи лет. Причастность к тайне, к секретным обществам всегда была признаком “избранности”. Недавно в СМИ было сообщение, что Д.Буш, действующий президент США, состоит в тайном обществе масонов. Сегодня практически во всех странах имеются сотрудники “секретных служб”. Службы – прямо так и называются “Секретные”. Всем понятно, что их сотрудники – “избранные”, поскольку обладают большей властью, чем “обычные”. Современный аналог слова “секретный” - слово “специальный”. Смысл – тот же: “избранность” + тайна. Например “Спецподразделение” или “специальный отдел”. Анализируя особенности общественной дискриминации полезно упомянуть вопрос “Бытие определяет Сознание, или Сознание определяет Бытие”. “Бытие” и “Сознание” - взаимосвязаны, зависят друг от друга и в какой-то мере определяют друг друга. Каждый способ “Бытия” (оно, “Бытие” должно быть достаточно продолжительным) позволяет существование нескольких видов “Сознания”, можно говорить о некоем диапазоне “Сознания” для каждого “Бытия”. И наоборот. Может ли “обычный”, занятый 10 часов в день уборкой туалетов, а после трудового дня пытающийся заглушить водкой комплекс неполноценности, возникший на базе непрестижной работы так “напрячь” своё “сознание”, чтобы осознать себя, например “Властителем”? У него хотя бы время есть на такое превращение? А шансы есть? Есть. Один на миллион. Или даже меньше. Хотелось бы создать у “обычных” иллюзию того, что они имеют свободный выбор: напрягаться, чтобы стать “избранным”, или не напрягаться – и оставаться “обычным”. На деле “избранными” становится лишь 1/1000 часть тех, кто напрягается. На большее - у общества просто не хватит богатства. “Избранные” - всемерно подчёркивают существование такого шанса. Они придумали байку об “Американской мечте”, когда двое инженеров, собравших в гараже на коленях компьютер, в результате упорного труда становятся владельцами огромной корпорации “ Apple Computers”. Такие случаи есть. Но их настолько мало, что по здравому размышлению их было бы правильнее отнести к исключениям, подтверждающим основное правило: “Каким ты был – таким ты умрешь, видать ты нужен такой: небу, которое смотрит на нас с радостью и тоской”.(И.Кормильцев).С точки зрения “избранного меньшинства” желательным продуктом технологии общественной дискриминации является формирование у людей “добровольного желания” оставить всё, как есть, ничего не изменяя в общественном устройстве. Существует ли дискриминация при “свободной демократии”? - существует. Имеются “властители”: влиятельные политики, олигархи, высокие чины органов правопорядка и “секретных служб”. “Духовники”: известные политики и тележурналисты, психологи, маги и колдуны, религиозные деятели. Информация и образование стали более доступными, поэтому “умников” стало больше: предприниматели, высокооплачиваемые наёмные работники , артисты, спортсмены, учёные, юристы и врачи.Те, кто не вошёл в перечень – “обычные” люди. Их, как и “положено” - большинство. Если “умники” - результат естественного процесса человеческого воспроизводства, то остальное “избранное меньшинство” - продукт общественного развития. Любое развитие, как мы знаем, происходит по спирали. И на определённом высоком витке этой спирали места для “духовников” и “властителей” может не оказаться. Физическое насилие будет признано неприемлемым в любых ситуациях. Роскошная одежда, неприличные выражения, оружие, насилие, раздельное образование, престижные экипажи, помпезные хоромы – все современные способы общественной дискриминации станут архаичным пережитком, и исчезнут.После достижения некоторого уровня духовного развития общества “обычным” людям будет просто не нужно никакое “избранное меньшинство”, они обойдутся и без него! Если у людей появятся качественно новые “человеческие предпочтения”, “избранному меньшинству” придётся изобретать качественно новые способы общественной дискриминации. Но это – уже совсем другая история. |