ПЛОЩАДКИ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПЛОЩАДКА ОРГАНИЗАЦИИ

Здесь представлена информация о деятельности НООСФЕРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Вход на общую страницу ассоциации здесь>>>

Сведения об обновлении сайта ищите в разделе "Текущие дела". _____________

Большая часть деятельности ассоциации проводиться путем переписки дискуссионных материалов и обновлений.
Если Вы хотите получать эту рассылку, то просто напишите нам письмо.

 

С.С.Воронцов, г. Новосибирск

“Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики”.

С.С.Воронцов, г. Новосибирск

Другие работы автора – на сайте www.vrtsv.boxmail.ru

Избранные отрывки из статьи, принятой к публикации (в печати)

 

- "Человек не  весь в человеке". -

М. К. Мамардашвили

Предисловие

Можно ли при исследовании человеческого сообщества уйти от субъективности? Человек в этой ситуации выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, поэтому ситуация напоминает попытки известного барона вытащить самого себя за косичку из болота. Первые удачные попытки взглянуть на человечество “со стороны” - работы Вернадского и Тейяра де Шардена. В них впервые было обращено внимание на то, что человек – “всего-навсего” часть природы, а не подобие Бога на Земле, хотя и эти работы не смогли полностью избавиться от элементов антропоцентризма. В результате анализа эволюционного развития человечества во второй половине 20 века пришло понимание того, что из-за бездумного технологического развития возможно самоуничтожение разумной материи. Появился термин “устойчивое развитие”, по этой тематике прошли два международных форума: в Рио-де-Жанейро в 1992 и в Йоханнесбурге в 2002 году. К сожалению, ни на одном из них не было принято никаких межправительственных соглашений, все свелось к чисто декларативным документам. Этому имеется две основные взаимосвязанные причины. Первая – это отсутствие убедительной научно обоснованной модели устойчивого развития. Для создания такой модели в наших знаниях отсутствуют некоторые важные компоненты.

Но даже очевидные предварительные меры на правительственном уровне не находят поддержки, так как для стабилизации ситуации требуют в той или иной мере снижения уровня потребления ресурсов в процветающих странах. Это вторая причина отсутствия согласованного проекта программы устойчивого развития. По оценкам Н.В.Тимофеева-Ресовского и Н.Н.Моисеева при современном уровне развития технологий на возобновляемых ресурсах, то есть в состоянии экологического равновесия, на Земле могут существовать только около 500 миллионов человек при условии разумного уровня потребления. В этих условиях под “устойчивым развитием” надо понимать переход к состоянию динамического равновесия между деятельностью человека и природными процессами (экологический императив), то есть одновременное развитие технологий, сберегающих невозобновляемые ресурсы, и выравнивание уровня потребления между популяциями. Такое состояние и будет являться состоянием ноосферной цивилизованности. Для того, чтобы человечество стало на этот путь развития, требуется понимание ситуации всеми популяциями, согласование действий для движения (прогресса) в определенном направлении (нравственный императив). Такой социальный проект требует создания идеологии, воспринимаемой всеми популяциями, то есть она должна адаптироваться как к Западным системам мышления, так и азиатским, африканским и южноамериканским. В предлагаемой работе сделана попытка осмыслить механизмы действия информационной компоненты социального процесса как одной из составляющих общей эволюции разумной материи.

Введение.

Современная наука со времен Платона и Аристотеля строится на системах формальной логики [1]. Последняя возникла как характеристика информационного наполнения структур нейронной системы организма человека в процессе эволюционного развития мозга – цефализации [2]. Динамика этого процесса, вероятно, регламентировалась смещением центра тяжести в борьбе за ресурсы от межвидовой конкуренции в развитии анатомо-морфологических структур организмов к внутривидовой конкуренции в развитии форм поведения [1,3]. Вопрос о механизмах перехода от поведенческих комплексов, основанных на “мягкой” логике безусловного и условного рефлексов, к формам поведения, определяемым “моделью мира”, является интересным и важным [3]. Свойства же “модели мира” личности, на которой базируется ее социальная деятельность, так или иначе связаны с концепциями мироустройства, создание и исследование соответствия которых объективной реальности является одной из задач науки. Все значимые социальные проекты, вовлекающие в процесс массы людей, для своей реализации требуют идеологического обоснования, в фундаменте которого лежат разработанные наукой концепции мироустройства, преобразованные мифологическим сознанием [4]. Таким образом, возникшие в ходе эволюционного развития системы формальной логики и построенные на их основе концепции мироустройства непосредственно включены в социальный процесс. С одной стороны - как основа технологического развития, а с другой – как стержневые элементы идеологий, обеспечивающие мотивации больших масс людей для реализации значительных социальных проектов через функцию идентификации. При этом социальный процесс является элементом (стадией) природного процесса эволюции биологической и разумной материй, а природа не знает понятия прогресса. В науке имеется понятие только биологического прогресса как увеличения биомассы организмов вида на стадии развития. Изучаемые наукой объекты в своей эволюции проходят стадии зарождения, развития, деградации и гибели в разном темпе в зависимости от их свойств и условий существования на различных уровнях большой системы – природы [5], линейного прогресса у природы нет. Научно-технологическая деятельность человека, позволяющая использовать для своего биологического прогресса законы природы, дает возможность преобразования и утилизации энергий в гораздо больших масштабах, чем это происходит на уровне биологической материи. Но, в полном соответствии с законами термодинамики и динамики развития больших систем (один из которых - диалектический закон единства и борьбы противоположностей), это обстоятельство является источником опасности самоуничтожения разумной материи []. Поэтому возникает две взаимосвязанных задачи: а) контроль над процессом деградации человечества как биологического вида монополиста в своей экологической нише; б) задача определения и реализации “экологического императива, как некоторого множества свойств окружающей среды (зависящих от особенностей цивилизации), изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях” []. Времени на это отпущено не так уж много, по некоторым признакам первый серьёзный кризис наступит в середине 21 века.

Человек – существо гораздо более социальное, чем это обычно принято думать. Последние исследования психофизиологии показывают, что динамика формирования функций и анатомии мозга непосредственно связаны с когнитивными процессами, в частности, с его информационным наполнением, осуществляемым в процессе обучения [7]. Обучение же, то есть обмен информацией, происходит у человека всю жизнь, и структуры мозга также в той или иной мере развиваются всю жизнь. Механизмы наследования поведенческих признаков в настоящее время недостаточно изучены, но исследования методом монозиготных близнецов [8,9] показали, что наследование сложных поведенческих функций и предпочтений в этом случае не менее 50% . Можно предположить, что в статистиках по популяциям этот коэффициент будет по крайней мере не ниже. При этом не выяснено, какие из функций являются “базовыми”, фенотипическими, определяющими менталитет популяции, а при их информационном наполнении - системы социальных представлений и культурную карту, а какие принадлежат только текущему поколению. То есть, неясны пределы адаптационной гибкости нейронных систем относительно некоторых, в частности информационных свойств среды. Но из приведенных данных психофизиологии следует, что информационная среда является существенным фактором геном - средовых взаимодействий, и ее содержание в значительной степени определяет геном – средовые влияния, то есть направление эволюционного процесса [4]. Поэтому бурное развитие в последние десятилетия средств коммуникационного взаимовлияния популяций является важным фактором современного этапа эволюционного перехода к ноосферной цивилизованности. В настоящее время естественный отбор в человеческом сообществе идет в сфере производства и распределения материально-энергетических ресурсов и основные поля этой борьбы – финансово-экономическое и информационное. Стихийность этого процесса может приводить к неустойчивостям в развитии и социальным катаклизмам, и даже в периоды спокойного развития – к неконтролируемым потерям генофонда, чреватым снижением адаптационных параметров человечества по отношению к возможному изменению физических условий существования в будущем [5,32].

 

Соотношения и связь науки и идеологии обычно рассматриваются в публицистических работах [6]. Цель настоящей работы – обсудить в общетеоретическом плане особенности современных механизмов социально – политического процесса в различных цивилизационных формациях и их связи с информационной (идеологической) компонентой модели мира человека. Анализ проведем по возможности с антропологических позиций, то есть в рамках рассмотрения механизмов текущей эволюции психофизиологических параметров человека с учетом современных достижений психогенетики и психофизиологии. Рассмотрим также причины генерации социальной информационной продукции (СИП) различного назначения, её особенности, связанные с менталитетом и психофизиологическими свойствами популяций, механизмы и результаты её воздействия в современном глобальном социальном эволюционном процессе при взаимодействии цивилизаций. Такое рассмотрение важно для формирования принципов и основных положений идеологии перехода человечества к ноосферной цивилизованности [4,32].

 

    1. Постановка задачи. Основные понятия.

Это разнообразие людских характеров и стремлений - залог неравенства людей, их борьбы между собой и трудностей в их совместной жизни. Но оно же и счастье рода человеческого, это его шанс для преодоления всего того, с чем человек сталкивается на тернистом пути своей истории.

Н.Н.Моисеев

Анализ будет касаться уровней разумной материи, элементами которых являются: индивидуальность; национальная группа, популяция; цивилизация. Их можно рассматривать как подуровни общей большой природной системы, развитие и функционирование этих подуровней подчиняются общим законам динамики больших систем [5]. О “свободе воли” личности при таком рассмотрении можно говорить только в рамках средово - генетической вероятностной предопределенности пути её развития. “Гуманистическую” компоненту будем понимать как чисто человеческие морально-этические и культурологические параметры – следствие развития коллективных форм выживания в филогенезе [3,32]. “В отличие от нравственности, которая является проявлением общественной сущности человека, биосоциальные законы, вероятнее всего, закодированы генетическим аппаратом, и принципы нравственности направлены на ограничение сферы автоматического действия биосоциальных законов. Принципы нравственности расширяют поле поиска возможных рациональных форм существования вида homo sapiens и содействуют включению в процесс эволюции коллективной памяти и коллективного интеллекта человечества” [32].

Для того чтобы определиться с терминологией и кругом требующих обсуждения проблем, коротко рассмотрим основные свойства последовательно: коммуникационных актов (КА), дискурса, систем социальных представлений, идеологий. Исследование этих феноменов – поле деятельности в основном психологии, социальной психологии, социальной антропологии и, конечно, политологии [4]. Но важные и наиболее сложные проблемы решаются дисциплинами, которые по используемому методическому аппарату и подходам можно отнести более к естественным, чем гуманитарным наукам - лингвистикой, герменевтикой и семиотикой. В последние годы у этих дисциплин устанавливаются все более тесные контакты с этнопсихологией, психофизиологией и физиологией мозга, и в использование вошел обобщающий термин “когнитивные науки”.

1.1. Коммуникационный акт.

М.Бахтин сформулировал главную цель участников любого КА (акторов) как взаимную корректировку смысловой компоненты предметов информационного обмена. В современной психологии это интерпретируется как управленческая функция КА, которая является генетически и структурно исходной для других его функций [11,20]. По мнению автора, завершенная формулировка должна звучать так: “КА – это комплекс коммуникационных действий (КД) акторов по взаимной или односторонней корректировке содержания их моделей мира (индивидуального семантического пространства) с целью повышения собственного социального или материального статуса”. Добавленная часть присутствует в КА всегда, осознается она акторами или нет, и не имеет негативного смысла, так как неизбежно вытекает из мотиваций их действий или деятельности, которые, в свою очередь, определяются потребностями. То есть все мы в своей деятельности в той или иной степени должны быть психологами, без этого не бывает человеческого общения и человеческой деятельности.

Психологические техники корректировки модели мира в процессе КА – самая разработанная, можно сказать, гипертрофированно разработанная часть из описываемой проблематики, так как они наиболее востребованы при утилитарном подходе. Это психотерапевтические методики, методики психологических тренингов как групповых так и индивидуальных, техники нейро – лингвистического программирования при деловом или ином общении, методы массового воздействия через производство СИП специфического (рекламного, политического и т.д.) назначения. По этим проблемам есть масса литературы, несколько теорий, основанных на базовых свойствах человеческой психики [напр. 31]. Отметим две особенности этих явлений, на которые обращают мало внимания или неверно их интерпретируют.

Первая особенность. Описанная в [11] динамика геном - средовых взаимодействий реализуется через механизмы когнитивного диссонанса и социально индуцируемых неврозов [ ]. При росте базового стрессового напряжения, генерирующего процессы преобразования социальной среды, институт психотерапевтов и другие способы психологической адаптации личности создают относительно адаптационного процесса “среда – популяция” демпфирующий эффект, то есть консервируют свойства среды, а если эти изменения уже произошли под влиянием, например, внешних воздействий, гасят обратные преобразовательные эффекты. В такие периоды возрастает роль религиозных институтов и всяческих суррогатов психотерапии, возникает спрос на колдунов, астрологов и прочих адептов поп-психологии. Этот параметр может служить индикатором взаимного соответствия параметров среды и статистик психофизиологических параметров популяции [4].

Вторая особенность, более серьезная и сложная, касается нейрофизиологической интерпретации эффектов групповой терапии, тренингов и воздействий, которые часто бывают эффективнее индивидуальных. Причина этих эффектов – в динамике формирования сферы бессознательного, описанной в [4]. В процессе филогенеза происходит переход многих условных рефлексов на уровень безусловных за счет сокращения до нуля времени обучения. В результате в онтогенезе в структурах мозга формируются фрагменты нейронной сети, предназначенные для реализации определенных поведенческих функций, актуализирующихся в процессе деятельности. Порог актуализации у различных функций сильно отличаться, поэтому многие из этих функций содержатся латентно, то есть могут быть не востребованы в течение жизни индивидуума. Вот на этом фундаменте и происходит корректировка “модели мира” личности, а через неё – поведенческих установок. В гештальтпсихологии эти фрагменты обозначаются как гештальты, при информационном наполнении по концепции Р.Докинза - как мемы [11]. Для их актуализации требуются внешние воздействия определенного свойства, иногда совершенно незначительные, не выделяемые сознанием. Это могут быть моторные действия, паттерны визуальных или акустических сигналов, информационно – смысловые вербализованные комплексы, а чаще их комбинации. При коллективных действиях эффект актуализации усиливается из-за того, что воздействия становятся взаимно дополнительными. В этом - причина эпидемического распространения некоторых мемов. Если из-за свойств внешней среды актуализация функций некоторого фрагмента нейронной сети с низким порогом до определенного момента была невозможна, то при появлении такой возможности актуализация происходит стихийно, лавинообразным процессом, при этом информационное наполнение может иметь причудливые формы и генерировать способы поведения, иногда не соответствующие рациональному решению личных и социальных проблем. На групповых тренингах это явление используется для адаптационных и управленческих целей группы или индивидуума.

При наблюдении таких явлений создается иллюзия управления поведенческими и информационными параметрами людей внешней силой, расположенной вне человеческих организмов. Отсюда – возникновение всяческих теорий “всемирных информационных полей”, эзотерических концепций и т.д. Этим силам почти всегда приписываются чисто человеческие морально – этические свойства. Появление таких воззрений стимулируется свойствами человеческого мышления, связанными с наличием незавершенного процесса децентрации [12], вызывающем у многих людей появление разновидности комплекса Эдипа и требующего наличия “Отца”, внешней детерминации (внешний локус контроля). Такие воззрения, так же как и религиозные, являются идеалистическими, и вместе с ними играют определенную психотерапевтическую роль. То есть для некоторого процента людей они являются наиболее соответствующим их спектрам психофизиологических параметров, и иногда эмоционально – психологически единственно возможными, дающими позитивные мотивации деятельности с соблюдением морально – этических норм. Если они оформлены институционально, то играют определенную роль в социальном процессе. Но, в полном соответствии с концепцией Р.Докинза [11], каждый сформированный на группе генов мем стремится к биологическому прогрессу своих “машин выживания”, то есть биологических организмов с этой активизированной группой генов. Это выражается в частности в активности этих людей в социальных полях образования и науки. Плохо, когда идеалистические идеологии вмешиваются в эти сферы. В естественных науках, пока экспериментально не обнаружен носитель информации о “Всемирном разуме”, нельзя заниматься придумыванием “новых сущностей”, нужно основывать свою деятельность и строить концепции только на наблюдаемых или экспериментально проверяемых явлениях и объектах. В поле же образования активность этих людей даже в 21 веке иногда принимает формы мракобесия, когда предлагается вместо истории и теории эволюции преподавать Библию и Закон божий.

Но у этих проблем есть ещё другая, не менее важная, но более сложная сторона. Исторически сложилось так, что идеалистические концепции содержат морально – этическую компоненту как свою органическую часть, и поэтому не возникает проблем при декларировании необходимости соблюдения этих норм, с сакрализацией нужных для их реализации элементов действительности. В материалистических же концепциях с самого их возникновения на первом плане были процессы индивидуального естественного отбора, коллективные же формы, следствием которых и являются, собственно, все альтруистические формы поведения и взаимоотношений, оказались на втором плане. Одной из задач идеологии ноосферной цивилизованности должно быть введение этих норм как естественных человеческих форм поведения и создание системы необходимых сакральных атрибутов для их актуализации. Подробнее обсудим эти вопросы ниже, при анализе типов идеологий.

Вернемся к обсуждению проблем коммуникационного воздействия в процессе КА. Особенно сильно описанные выше механизмы срабатывают, когда проводятся групповые и индивидуальные КД в процессе идеологических ритуалов, при воздействии средств массовой информации – телевидения, радио и т.д., средств культурного и религиозного влияния. Эти воздействия, конечно же, имеют свои законы и правила, исследуемые социальной психологией, но выполняют иную, не только узко утилитарную, роль. С одной стороны, они создают в среде адаптированную к свойствам статистик психофизиологических параметров популяции матрицу корректирующих поведение человека воздействий, то есть систему моральных, юридических и иных запретов и поощрений, часть из которых оформлена институционально. С другой стороны, КА – это всегда взаимное воздействие акторов, имеющее целью изменение поведения, и это – один из основных современных механизмов конкурентной борьбы в сферах производства и распределения материально – энергетических ресурсов. Какие виды и уровни воздействия можно считать приемлемыми, а какие – нарушающими морально - этические нормы? В развитых странах эти нормы частично оформлены юридически, в развивающихся же странах и при межпопуляционном взаимодействии имеет место полная “свобода”, то есть произвол. Например, рекомендуемые в работах Карнеги способы психологического воздействия на партнера по бизнесу считаются легитимными в цивилизованном мире. По поводу же межпопуляционных информационных воздействий и их последствий, описанных и проанализированных, например, в [17], международное право хранит молчание. К этим вопросам вернемся позже, при обсуждении типов идеологий, оставивших наиболее глубокий след в истории человечества.

1.2. Дискурс и системы социальных представлений.

Понятие дискурса не имеет четкого определения, описание множества его ипостасей можно найти, например, в работе [6]. Примем следующее его определение: это комплекс смыслов, непротиворечивый в рамках определенной модели мира и относящийся к некоторому объекту, группе объектов или сфере деятельности. При принятии дискурса личностью всегда происходит корректировка его модели мира, то есть индивидуального семантического пространства. Дискурс кодируется в основном в текстах и разговорах (Барт, Фуко), он является следствием вербализации информации. Согласно Фуко, выражаемые им идеи и социальные результаты должны считаться главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. Мы оставим без обсуждения вопросы, касающиеся повседневного межличностного общения, сосредоточившись на коллективных эффектах. В работе [6] определяется, что идеология и культура (макросоциальные явления) как коллективные представления действительности на микросоциальном уровне воспроизводятся в дискурсе. Таким образом, в нем осуществляется идеологическая социализация. Но анализ идеологии не сводится к анализу дискурсов, поскольку идеология выражается и воспроизводится не только посредством текстов и разговоров, то есть не только вербализованной информации.

Очень важной для нашего анализа и имеющей близкое отношение к понятию “идеология” являются концепция “систем социальных представлений” [19]. В ее основе лежат с одной стороны когнитивная психология и генетическая эпистемология Ж.Пеаже, а с другой стороны – теория “коллективных представлений” Э.Дюркгейма. “Системы социальных представлений” не сводятся к сумме индивидуальных сознаний и содержат те социальные представления, которые входят в сферу обыденного сознания, являются продуктом “здравого смысла”, “естественного”, наивного мышления, регулируют повседневную жизнь людей, формируют их практическое сознание [4]. То есть они не предназначены для воздействия на массовое поведение в межгрупповых взаимодействиях, и этим отличаются от идеологических и политических теорий. Именно в пространстве “систем социальных представлений” на базе фенотипических статистик психофизиологических параметров популяции происходит присвоение “смыслов” (статус – функций по концепции Дж.Серле, “укоренение” – Фр. социопсихология) объектам деятельности, то есть – по аналогии с формированием модели мира индивидуальности – воплощаются понятия в образы, формируются менталитет, религиозные представления, культурная карта, институциональная матрица [21] популяции. “…в социальных объектах реализуются отношения между людьми, их собственная деятельность – следовательно, эта деятельность, направляющие её психические образования входят как органический компонент в саму структуру таких объектов” [4].

1.3. Идеологии.

Определение идеологии дано, например, в [16]:

  1. Система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность.
  2. В более узком значении, система идей, оправдывающих или узаконивающих подчинение одной группы другой.
  3. Всеобъемлющее энциклопедическое знание, способное к разрушению предрассудка и применению в социальной реформе.

В настоящее время в социологии и политологии в основном используются 1 и 2 определения, хотя 3, сформулированное А.Д. де Траси в эпоху просвещения, более подходит для обоснования реформ, ведущих к ноосферной цивилизованности. Представляется, что каждое из приведенных определений высвечивает определенную сторону явления, и все они правильны. Так что при анализе влияния идеологий на социальный процесс мы будем пользоваться всеми тремя определениями.

В последние десятилетия как деятели различных наук, гуманитарных и естественных, так и представители других сфер деятельности с большим азартом занимаются построением концепций мироустройства, непротиворечивых в рамках известной создателям концепций объективной научной информации (теорий) и удовлетворяющих их психологическую потребность в определении своего места в этом мире. Это вызвано в первую очередь кризисом религиозных и Марксистско - диалектических представлений об устройстве мира, удовлетворявших эту потребность в прошлом, а также нынешним уровнем научных знаний, который делает возможным комплиментарным образом интегрировать достижения различных наук. Эта информация, обычно преобразованная сознанием индивидуума в мифологическую форму, является необходимой компонентой модели мира личности. Что, в свою очередь, необходимо для частичной компенсации децентрации, то есть депрессивного осознания “отдельности” субъекта от остального мира, его смертности. Это психофизиологическое свойство человеческого организма, с различной интенсивностью выраженное в зависимости от психофизиологического типа личности и тесно связанное с психологической функцией идентификации. Поэтому такие концепции являются необходимыми и часто используются как для создания идеологий, так и для прямого манипулирования сознанием масс людей. Идеологии являются инструментом управления поведением человека, то есть обеспечивают мотивации у большого количества людей для выполнения значительных социальных проектов, является это естественным природным структурированием социума или служит интересам какой – то социальной группы, например, национальной (хотя и эти проекты могут считаться элементами природного структурирования).

Степень восприимчивости популяции к идеологии зависит от соответствия заложенных в неё поведенческих принципов спектру поведенческих параметров популяции, что выражается в степени комплиментарности основных положений идеологии и принадлежащей популяции системы социальных представлений. Это – одно из основных положений, позволяющих провести объективный анализ процессов воздействия идеологии - как информационной компоненты среды - на эволюционный процесс.

Как правило, научная ценность и прогностические свойства заложенных в идеологиях элементов исходных научных теорий невелики. Более того, почти всегда научные теории содержатся в идеологиях в “адаптированном” виде, их действительное научное содержание полностью или частично теряется. Это происходит или из-за их “вульгаризации”, то есть приспособлению к системе смыслов “обыденного сознания”, или вследствие нарушения границ применимости научных теорий. Таким образом, “качество” идеологии определяется двумя основными параметрами: соответствием заложенной в нее концепции мироустройства реальной естественнонаучной картине мира в динамике развития научных знаний и её адаптационными возможностями к статистикам поведенческих параметров популяций, в какой-то степени выраженных, в частности, в системах социальных представлений.

Попробуем перечислить концепции мироустройства с позиций их принадлежности к наиболее мощным идеологиям. Их можно классифицировать следующим образом:

    1. Идеалистические теологические концепции, в которых Творец является создателем всего сущего и судьей в делах людских.
    2. Идеалистические концепции, в которых морально – этические качества приписываются всей природе, а управление процессом осуществляется через нематериальные субстанции, такие как “информационные поля”, “тонкие миры” и т.п.
    3. Смешанные концепции, где используются как теологические аргументы (например, Богоизбранность) так и естественнонаучные механизмы, например, примитивный Дарвинизм.
    4. Материалистические концепции, в основе которых лежат ошибочные или недоказанные научные факты.
    5. Материалистические концепции, основанные на научных данных, адаптированные для обоснования идеологий.

Основные свойства идеологии, вытекающие из ее определения, следующие:

    1. Непротиворечивость единой мифологической картины мира, желательно объяснение всех наблюдаемых и возможных явлений, особенно в социальной сфере.
    2. Обоснование и предписание правил поведения и морально – этических норм, их регулирующих.
    3. В соответствии с концепцией “каузальной атрибуции” и определением 2 - наличие противостоящих сил, относительно которых можно провести разграничение “они” и “мы”.
    4. Наличие ритуалов, объединяющих приверженцев идеологии, сакрализация личностей, атрибутов и символов.
    5. Стремление оформить идеологию в социальный институт.

Во многих концепциях трудно отделить их мироописательное содержание от идеологического, часто имеются чисто мифологические элементы, являющиеся артефактами свойств человеческого мышления, следствием его эволюции.

 

3. Религии и цивилизации.

"Единожды допустив возможность беспредельной, безусловной веры, человек в принципе допускает возможность и других вер, вер в то, что отнюдь не Бог. И человеческая история показывает, что эта возможность всегда осуществлялась. Этим можно огорчаться, но нельзя этого не констатировать".

К.А.Любарский, из писем священнику С.А.Желудкову, - Христианство и атеизм, "Октябрь", №10, 1991г., стр.175.

В первую очередь рассмотрим в самом общем виде религиозные концепции мироустройства, которые отвечают определению идеологии и претендуют на полное объяснение всех природных явлений. Это самые древние идеологии, основанные на мифах, наиболее соответствующих поведенческим конструктам и культурным картам исповедующих их народов и по стабильности существования сравнимы с цивилизациями. Религии удовлетворяют целый комплекс базовых психофизиологических потребностей человека.

В современной социологии определение “цивилизации” включает в себя только культурологические и некоторые институциональные параметры входящего в эту общность народа или группы народов. Процесс цивилизованности определяется как развитие сферы “управления эмоциями”, уход от дикости и варварства []. По мнению автора, правильнее дифференцировать цивилизации по основному способу производства жизненных ресурсов, позволяющему стабилизировать на достаточное для её формирования время экономические и экологические условия существования []. Институциональные и культурологические параметры в этом случае являются вторичными.

Коротко прокомментируем некоторые мысли из работы А.Тойнби [7]. Мировые религии А.Тойнби делит на два типа: "исторические" и "мифологические". Все религиозные представления генетически связаны с мифами, но некоторые из них исторически через основателей - пророков или другим способом - оформились в социальные институты - церкви и школы и сыграли или играют свою роль в историческом процессе. "...они ("исторические религии", В.С.С.) имеют дело главным образом с "вечными" сторонами жизни и существования, которые невозможно поймать в сети паутины истории и которые могут быть высказаны только в мифе, являющемся выражением правды, но правды, как в волшебной сказке, не имеющей исторической реальности". "В целом эти духовные образования (религии, В.С.С.) проявили значительно больше жизненной силы, чем цивилизации, в которых они возникли, и явили несравненно большую способность к выживанию, чем те или иные государства и империи". В процессе развития когнитивные конструкты, поддерживающие механизмы коллективного выживания, как оформленные так и не оформленные в мифы и ритуальные системы интеракционных символов, приобретали свойства априорных категорий, частично переходя в режим авторегулирования на бессознательный уровень. Внешняя среда одухотворялась, а психика, сфера бессознательного, интерпретировалась в мифах в основном как вместилище эгоистических устремлений личности и поле борьбы добра со злом. Для закрепления этических априорных категорий в социуме, уменьшения вероятности ослабления их функций при изменении внешних условий и внутренних психофизиологических параметров популяций требуется выработать систему сакральных представлений, ритуалов и табу, что и должна, в частности, делать религия.

Но цивилизационные уклады эволюционно формировались на основе ландшафтно—климатических условий существования популяций и генетически закреплялись в их статистиках психофизиологических параметров как набор поведенческих конструктов. Религии обеспечивают информационно-идеологическую компоненту мотиваций для их реализации, поэтому “…не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация не только “выбирает” ту или иную религию, но и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. В самом деле, ведь любая цивилизация возникает гораздо раньше религии, принятой теми или иными народами, а цивилизационные стандарты меняются весьма медленно” [32]. По мнению автора, это более верный подход. Рассмотрение религиозных воззрений как некоторой характеристики информационного наполнения мотивационных психологических комплексов проявляет некоторые, в некоторых сферах деятельности основные, параметры поведения больших масс людей, которые создают цивилизации, позволяя найти причины различий в цивилизационных формациях.

Почти во всех мировых религиях Бог - воплощение любви к ближнему и к природе, то есть априорных этических категорий с одной стороны, и "отец наказующий" за асоциальное поступки - с другой. Это дает возможность перенести свойства социума на весь мир и чувствовать себя в нем не "чужим". Далее А.Тойнби: "Антропологический взгляд на Вселенную, который мы ошибочно разделяли из-за нашей земной техники, здесь резко опровергается наукой (побочным продуктом которой и является наша техника). Боговоплощение освобождает нас от этих чуждых и демонических сил, убеждая, что благодаря страданиям и смерти Бога на этой бесконечно малой песчинке (мироздания) вся физическая вселенная теоцентрична, ибо если Бог есть Любовь, то человек может чувствовать себя везде, где действует власть Бога, как у себя дома". Эта цитата великолепно иллюстрирует стремление верующего человека “уйти” от децентрации, вернуться к ситуации, когда отсутствовали субъект - объектные отношения.

Религиозного человека отличают две особенности: вера в чудо и способность испытывать религиозный экстаз, в совокупности это – религиозное чувство [15]. Б.Раушенбах: "...религиозное чувство (как основа веры), подобно другим способностям, может передаваться генетически”. “Если религиозное чувство передается генетически, если существует “ген религиозности”, то это свидетельствует о “полезности” религии, поскольку только полезное закреплялось в ходе биосоциальной эволюции человечества”. Сделанные в обсуждаемой работе оценки показывают, что “ген религиозности” присутствует у 10-15% населения Европы [15]. Современные исследования нейрофизиологических механизмов, регулирующих эмоциональное состояние, показывают, что в их основе лежит выработка организмом биохимических соединений, таких, например, как серотонин, пептидные нейромодуляторы (эндорфины, энкефалины) и др. [10]. В совокупности с современными представлениями о генетических механизмах наследования психофизиологических реакций [4,5] наследование “гена религиозности” - вполне реальный природный процесс. Но тезис Б.Раушенбаха о “полезности” веры в Бога в том виде, как это представляют религиозные конфессии, необоснован. Представляется более вероятным, что это рудимент человеческого мышления, артефакт, вытекающий из пути его эволюционного генезиса [6]. “Хвали отца – попадешь в рай” - слишком по человечески, чтобы быть Боговым. Эпистемологический анализ эволюционного происхождения религий указывает на причину появления религиозности, то есть комплекса, психологически близкого комплексу Эдипа, в появлении эффекта “децентрации” сознания.

В [32] обращено внимание на существование коллективных биосоциальных действий, явлений типа “феномена леммингов”. Возможно, в экологически или социально кризисные периоды в человеческом социуме в рамках религий у большого количества людей формируются мотивации для реализации или демпфирования такого рода действий. В частности в этом, очевидно, проявляется рациональность существования религиозных концепций мироустройства.

С излагаемых позиций своеобразное впечатление производит чтение настольной книги теологов - Библии. Книга Книг написана в пору детства человечества, поэтому содержит и детские истины, и детскую наивность, и детскую жестокость. Цитатами и интерпретацией библейских притч можно доказать что угодно, а как литературное произведение того времени она просто великолепна.

Доказать наличие или отсутствие Творца, запустившего машину мироздания, невозможно, потому что природа как объект познания на данном этапе представляется неисчерпаемой. В сфере познания природы всегда можно найти явления, которые на данном этапе еще не объяснены, и интерпретировать их как чудо, проявления Божественной воли. Именно по этому пути идет креационизм. В масштабах Солнечной системы, не говоря уже о Галактике или Метагалактике, биологическая и разумная материя по всем параметрам – массы, энергии и т.д. – субстанция ничтожно малая. Поэтому, приняв Большой Взрыв за акт творения, мы должны, умерив гордыню, сказать: “Неисповедимы пути Господни!” - и изучать устройство мира для того, чтобы понять свое место в нем и преобразовывать нашу сферу обитания в соответствии с ее законами, не надеясь на помощь и милость Творца.

Очень важно в обсуждаемой проблематике правильно классифицировать типы цивилизаций, так как они прямо связаны с “типами мышления”. Внутривидовой эволюционный отбор внутри популяций происходил на основе оптимизации жизненных укладов под ландшафтные, климатические и демографические условия ее существования (под демографическими условиями понимается как эволюция внутренних параметров так и взаимовлияние соседствующих или конкурирующих популяций). Из этих условий вытекали основные виды деятельности, позволяющие стабилизировать эколого-энергетический баланс существования популяции [32]. Можно выделить три основных вида деятельности, дававшие возможность стабилизировать развитие популяций на достаточно длительное время: земледельческая, охотничье-земледельческая, скотоводческая (кочевая). В средствах производства К.Маркс выделяет три параметра, важных для социологического анализа трудовых отношений: содержание (вид) труда, объект труда и орудия труда. Но для эколого-экономического анализа цивилизационного уклада важна также “мера” труда, то есть количество труда, необходимого для создания определенного уровня жизнеобеспечения. Для различных ландшафтно-климатических условий эта величина будет различной. Обратим внимание на временные параметры: известные науке цивилизации стали появляться 5-7 тысяч лет назад, в то время как процесс цефализации – развития мозга – идет уже около 500 тысяч лет.

Н.Н.Моисеев указывает, что каждая цивилизация – это своя нравственность, то есть морально – этические категории, предназначенные для сдерживания биосоциальных функций дикости и агрессивности. Для объективного анализа и правильных классификаций гораздо надежнее было бы иметь существующие на настоящий момент статистики поведенческих параметров по популяциям, тем более что методический аппарат для такого анализа в первом приближении в рамках дифференциальной и социальной психологии уже разработан. Но такая информация во все времена была опасна, так как использовалась для обоснования расистских идеологий. Культурологической информации здесь недостаточно, да она, как правило, тоже в той или иной мере всегда субъективна. Поэтому будем опираться на обоснования классификаций, наиболее близкие к антропологическим, комментируя их с позиций дифференциальной и социальной психологии.

Можно различить два подхода к анализу сложившихся к настоящему времени цивилизационных формаций. Первый – рассмотрение границ возможных межцивилизационных конфронтаций, так называемых разломов [32,41]. Здесь, как правило, различают два типа цивилизаций - традиционный и технологический (Современный), а также несколько промежуточных типов. В такого рода работах причиной конфликтов подразумеваются сложности адаптации традиционных формаций под стандарты технологического развития, при этом в явном или неявном виде используется социология индивидуальности М.Вебера. Второй подход заключается в анализе структуры социальных институтов, и подразделяет институциональные матрицы цивилизаций на два типа: коммунальная и некоммунальная, рыночная, что соответствует делению типов цивилизаций на традиционную и технологическую. Теория институциональных матриц “разрабатывается в рамках дюркгеймовской объективистской парадигмы, при которой общество рассматривается как реальность sui generis, развивающаяся по собственным законам, независимо от действий социальных акторов” [25]. Каждый из подходов высвечивает определённые свойства цивилизаций и поэтому их нельзя противопоставлять антагонистически, а нужно использовать одновременно, такой анализ будет более объективен.

Используются технологии uCoz