ПЛОЩАДКИ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВ

Здесь представлена информация о деятельности НООСФЕРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Вход на общую страницу ассоциации здесь>>>

Сведения об обновлении сайта ищите в разделе "Текущие дела". _____________

Большая часть деятельности ассоциации проводиться путем переписки дискуссионных материалов и обновлений.
Если Вы хотите получать эту рассылку, то просто напишите нам письмо.

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОИ РАБОТЫ!ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ

Бронницы 2003г.

Оглавление

Религия и интеллигенция 2 Как Жить 6 Бог и человек 10 Культ Ура 15 Проснись 18 Обретение Истины 20 ИН форма ЦИ Я 25 Кто я 30 Право на богословие 33 Вселенная - система отношений 34 Смысл истории 36 О бессмертии 38 Раз Ум 40 Молитва 42

Религия и интеллигенция.

Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует.

Он к свету рвётся из ночной тени И, свет, обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен. Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он, И жаждет веры,… но о ней не просит.

Не скажет ввек с молитвой и слезой Как ни скорбит перед закрытой дверью:

"Впусти меня! Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!"

Тютчев.

Атеистическое мировоззрение составляет господствующую ВЕРУ русской интеллигенции. Это неверие есть действительно вера, вера в научный рационализм. Эту особенность духовного развития указал Достоевский: "атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным. И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак не замечая, что уверовали в нуль" и, добавляет Достоевский, происходит это "не всё ведь от одних скверных, тщеславных чувств, а из боли духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу". Масса нашей интеллигенции с необыкновенной лёгкостью в самый ранний период развития ума, в отроческий или юношеский возраст принимают догматику атеизма, усвояя ей предикат научности. Не раз замечено, что предубеждение больше удалено от истины, чем полное незнание. Относительно религии у нас существует наследственный предрассудок, что здесь нет даже вопроса, ибо наука и философия исключают религию. В области же идейной Россия отражает идеи и настроения века решительнее и прямолинейнее, чем на Запад, отражает на себе ту мировую духовную драму Богоборчества и Богоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют и отступают на задний план все великие политические и социальные интересы. Духовная борьба определяется усилиями культурного человечества "устроиться без Бога навсегда и окончательно", как выразился Достоевский, или "умертвить Бога", - Ницше; свести жизнь исключительно к имманентному, без всякой связи с трансцендентным, лишить землю Неба, престола Божия. "Похороны Бога" есть самоубийство человечества. Хороня Бога в своём сознании, люди вынуждены хоронить и Божественное в своей душе, саму природу своей души. Можно убедить голодного, что он сыт, что дикие рожки, которыми питался блудный сын на чужбине, лучше тельца, уготованного для него у отца, но и это не успокоит, не даст мира душе, не примерит его ни с собой, ни с жизнью. Ибо: "Ты создал нас для Себя, сердце наше остаётся неспокойным, пока не упокоится в Тебе", как восклицает в своей "Исповеди" блаженный Августин. Человек рождён для вечности, и слышит в себе голос вечности тонким слухом величайших мыслителей, учёных и поэтов, чистых сердцем праведников, гением художников. Жить во времени для вечности, переживать в относительном абсолютное, стремиться дальше всякой данности, дальше всякого данного содержания сознания, к этому призван человек, и это стремление есть живое Богооткровение в нас. Сам для себя человек потому и не может стать абсолютным, самодовлеющим, что он никогда не удовлетворится собой, своим данным состоянием, если только не ниспадёт в низменную животность и не уподобится неосмысленной твари. Однако человек осознаёт в себе волю и силу вмещать абсолютное содержание, расти и расширяться, становясь образом и подобием Божиим, живым образом абсолютного. Эта незаглушимая жажда высшего содержания жизни рождала и рождает религиозную Веру. "Многое на земле от нас скрыто (говорит Зосима у Достоевского), но, взамен того, даровано нам тайное, сокровенное ощущение живой нашей связи с миром иным, с миром горним и высшим, и корни наших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных. Бог взял семена из миров иных и посеял здесь на земле и взрастил сад свой, но взращенное живо и живёт лишь чувствами соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и возненавидишь её". Так Люцифер у Байрона, обогатив Каина множеством ненужных ему и мёртвых знаний, но тонкой клеветой отвратив его от прежней Веры, приводит его лишь к осознанию, что он - ничто. И подтверждает: И это будет разум Всех знаний человеческих, - предел Всей мудрости, доступной вам; Что вы ничто со своей природой смертной, Ты завещай науку эту детям. Вера в прогресс, в науку, в возможность разрешить все жизненные противоречия в историческом развитии науки и человечества составляет несложный катехизис современного человека. Это - общее, а затем начинаются частности, различия, выражаемые обыкновенно буквами латинского алфавита в известных парных сочетаниях. В основу его положен догмат веры в разум, всесилие науки. Однако совместима ли эта вера в разум с общим учением о человеке, как двуногом животном, которое в силу случайности, игры материальных атомов и борьбы за существование достигло теперешнего состояния, а в будущем достигнет ещё большего? Откуда у этого "ощипанного петуха", как определил человека философский нигилист-циник Диоген, берётся разум и наука, и на чём опирается такая вера в них? Что есть истина, которую хочет познать наука? Этот Пилатовский вопрос, обращенный к Тому, Кто сказал о Себе: "Я путь, истина и жизнь", к самому Божественному Логосу, звучит на всю историю человечества и не находит ответа иначе, как в связи с религиозной Верой. Как возможна наука и знание законов мира? Вот вопрос, поставленный человечеству критической философией Канта. Как и почему комочек материи, хотя и известным образом организованный, может познавать вселенную, воспроизводя её в себе идеально? Что это за таинственная сила идеальной репродукции? Иногда отмахиваются от этих вопросов ссылкой на завоевания науки: да разве современная техника не свидетельствует о силе ума и знания! Одно из двух: либо человек есть действительно такое ничтожество, каким его изображают материалистическая философия, но тогда непонятны эти претензии на разум, либо человек есть Богоподобное существо, сын вечности, носитель Божественного Духа, и возможность научного познания объясняется именно этой природой человека. Другими словами, достоинство науки и её права не ограничиваются, а утверждаются религиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается и первое. Наука опирается на религию, а не противоречит ей. Задачи и значение науки вполне относительны и ограничены: она имеет дело с определённым (логически или философски) кругом проблем опытного (в Кантовском смысле) знания, причём она способна к бесконечному прогрессу по самой своей идее. Горизонт постоянно отходит перед ней, новое знание раздвигает область незнания, но остров знания всё также окружён морем тайны и вечности: Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами, Настанет ночь, и звучными волнами Стихия бьёт о берег свой. То глас её: он нудит нас и просит. Уж в пристани волшебный ожил чёлн. Прилив растёт и быстро нас уносит В неизмеримость тёмных волн. Небесный свод, горящий славой звёздной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Таким челном, окружённым "пылающею бездной", несущимся по стихии тайны, чувствует себя строгая наука, и этим чувством питается религиозная вера великих учёных. Перед последними вопросами о жизни и смерти, добре и зле, цели мира и смысле жизни отдельного человека наука критическая, понимающая только себя стоит (и будет стоять) безответно. Как конкретное целое, наука существует лишь в виде совокупности наук, беспрерывно разрастающихся научных специальностей. Это машина с множеством частей и колёс, которая пытается осознать целое знание по его фрагментам. Мировой разум или книга природы открывается человечеству лишь в его истории и каждая индивидуальность, как бы не умна она была, прочитывает в этой книге только строки (гений - страницы). Проживите вы хоть 100 человеческих жизней, посвящая всё своё время пассивному усвоению накопленных знаний, и то вы не усвоите всего. Следовательно, говорить о постройке целостного научного мировоззрения, из которого вовсе исключена была бы ВЕРА, невозможно. Итак, наука не в состоянии ни заменить, ни упразднить религиозной веры. Она даже не может защитить саму себя от бесшабашного скептицизма, без молчаливого или открытого признания религиозных предпосылок, а именно веры в объективный разум. Современные суррогаты религии, в которых роль божества отводится человечеству, а основной догмат - учение о прогрессе, заводят в лабиринт противоречий и трудностей. Они легко вскрываются, если сопоставить их с основными чертами христианского учения о человеке. Согласно христианской вере, человеку принадлежит нравственная свобода хотения добра и зла, причём нравственная жизнь и состоит в склонении воли от зла к добру. Этой борьбой и её подвигом, аскезой, совершается возрождение личности при помощи свыше. Перед человеком стоит абсолютный идеал самосовершенствования: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", и "Бог есть Любовь". Христианская жизнь есть потому подвиг любви. Человек не может ни мыслить, ни чувствовать себя в разрыве со своим ближним: человечество, спасающееся Христом и во Христе, для него есть живое единство, тела которого он член. Поэтому любовь к Богу и любовь к ближнему находятся в христианстве в такой неразрывной связи. Эта задача не превышает того, что возможно человеку, ибо он носит образ Божий, печать Божественной Любви. В качестве разрешения мировой драмы христианство обещает действительное сохранение всех человеческих ценностей и восстановление (воскресение) человечества для новой, вечной жизни. Человек не самозванный человекобог, но действительно обоженная тварь, бог по благодати. Можно ли более возвеличить человека? И действительно, если человек почтён образом Божиим, как бы не искажал он его в себе, разве он не есть живая икона, живой образ? Развитие событий всё яснее раскрывают смысл русской истории. Политический и социальный кризис коренится в духовном распаде и внутреннем раздоре русского народа. Мы опытно познали, что нельзя безнаказанно нарушать заповедь: "ищите, прежде всего, царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам". Мы заботимся исключительно об этом остальном, оставляя в запустении свой духовный мир, эту подлинную творческую силу. Мы потеряли духовное равновесие, разбрелись в разные стороны в погоне за этим "остальным", которое всё более дробится и разъединяет людей. При такой энергии разрушения неудивительно наше историческое бессилие. Только обновлённому человеку посильна задача устроения жизни, но обновление это создаётся не пересмотром программ экономики или новой политической комбинации (при всей их необходимости). Рождение нового человека, о котором говорится в беседе Христа с Никодимом, может произойти только в недрах человеческой души, в тайниках самоопределяющейся личности. Подлинное историческое творчество не может быть отделено от духовного возрождения человеческой личности, которое совершается НЕ помимо нашей воли. Не в парламенте или партиях происходит самое решительное столкновение добра и зла, но в душах людей, и историческая судьба России решается в незримой внутренней борьбе, которая происходит в русской душе. К ней, этой борьбе, и к нам, в которых она совершается, применимо грозное слово Моисея: "призываю во свидетели небо и землю: жизнь и смерть положил я тебе, проклятие и благословение. Избери же жизнь, да живёшь ты и племя твоё!" По С.Н. Булгакову. Как Жить Сколько людей - столько мнений, банальная, впрочем, истина. Точнее можно сказать, что все мы существуем в параллельных мирах и живём в соответствии со своими представлениями об истине. При этом мы пробуем утвердиться в своём отношении к миру, апеллируя к мнению большинства и к собственному опыту, который, впрочем, формировался не на пустом месте, а под влиянием социума, зачастую нивелируя нашу самость. Нам просто неуютно себя чувствовать в одиночестве. Социум имеет на нас гипнотическое воздействие. Изрекая банальности типа "религия - утешение" мы знаем, что большинство согласится с нами, не понимая, что напрашиваются вопросы: кто мы, откуда мы и зачем мы? Демократам удалось основательно подрубить два из трех основных столпов коммунизма - властную и экономическую системы, но историческая задача тысячелетия в условиях мессианских ожиданий в России - возврат к христианству, очищенному от многовекового догматизма и хилиастического социализма, не выполнена. Плавный ход жизни в России, неизменность многих позиций в течение веков располагают думающего человека к протесту, который чаще всего направлен не на осознание своей сущности, роли и места в истории, выработке позиции, обеспечивающей адекватное восприятие действительности, как неразрывной цепи событий, а к стремлению переделать мир подогнать его под себя. Отсюда многообразие мнений, "кочек" зрения и идеологический хаос, в мутных водах которого ловят души людей те, кто сознательно или бессознательно ограничили себя здесь и сейчас бытием, перенося законы курятника на законы мироздания, стараясь всех посадить в маркированные клетки, не замечая при этом, что самая мощная клетка - ограниченность - возникает вокруг них самих, и нет из нее выхода без разрушения собственного мировоззрения, собственного Я. Иногда просто диву даешься, как это люди, играя на животных инстинктах своих сородичей, приобретают власть и, мороча голову другим, обделывают свои делишки, не думая о последствиях, т.к. не составляют себе труда отождествить себя с Первообразом, не решают для себя основной вопрос: быть или не быть? Все это, очевидно потому, что, сказав себе быть, человек должен решить и следующий вопрос: каким быть? Вот на этом пути создании себя из самих себя - люди чаще всего сворачивают в сторону и начинают лепить не себя - по образу и подобию Божьему, а других - по собственному подобию, оскотинивая и оболванивая их, не помня о предупреждении: унижая - унизишься. Сознание человека, как и подсознание (в первую очередь), мифологично. Оно реагирует на привычные клише, автоматически управляя инстинктами и создает эффект массового сознания: это так, потому что все считают, что это так. Коммунистический миф, основанный на материализме, ложась на примитивно - общинное сознание россиян, не преследовал других целей, кроме захвата власти. Манипулятор (бес) подсовывает идеи, мысли и поступки, рассчитывая на стандартные реакции подсознания. Не изменив массового сознания, говорить о невозможности реставрации командно - распределительной системы нельзя. Попытка объяснить самому себе свою роль и место в истории приводит к пониманию своей "вставленности" в сюжет, написанный, может быть и нами самими в виде некоторой программы развития нашей личности. Если вы представите себе непрерывность настоящего, как выбор самих себя в предлагаемых обстоятельствах, выбор отношения к миру, выбор, который не прекращается и после смерти физического тела, то легко придти к выводу, что, изменив своё отношение к жизни, просто поверив, что вы бессмертны, вы измените свою вселенную, вы перейдёте в параллельный мир, где критерий один - ваше отношение к Богу. Анализ главных событий в моей жизни привёл меня к мысли, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Надо только знать в каком направлении и как двигаться. Любая остановка, любой причал - временны. Надежда обрести блаженство как способность нажимать на кнопку эйфории - глупа. Соблюдение ритуальных действий и заклинаний создают самую опасную иллюзию, иллюзию спасения. Это касается любого вероисповедания, любой, даже самой "продвинутой" церкви, ощущающей себя как систему. Примерно за 500 лет до Рождества окончательно оформились законы здесь и сейчас бытия, они стали книгами, обрели статус неприкосновенности и святости. Самые "умные" стали толкователями, самые сильные быстро усвоили принцип: "власть от Бога" и приватизировали толкователей. Так родилась СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (CR), которая с непрестанной заботой о себе самой век от века выращивает для собственного употребления законопослушное стадо, не способное на самостоятельные действия. Дух Божий и тот приватизировали. Крестная смерть и Воскресение только на время обозначили ценность КАЖДОГО. Границы перекраиваются, эпохи сменяются, суть остаётся: ЛОХОТРОН. Такая система не только не способна к развитию, она не только деградирует, но и подавляет любое проявление самости, натравливая на ИНОЕ, она пробуждает худшие человеческие качества, создавая образ врага и рождая животный страх перед перспективой стать изгоем. Я не буду говорить о злоупотреблениях, только ленивый не прошёлся по основному принципу распределения системы CR: всё моё и всё от меня. Система сразу выстраивает иерархию, в пасомых просыпается древний инстинкт стадности, приводящий к единообразию. Кроме того, срабатывают "синдром заложника" и привычная "похвальба кулика". Что плохо, так это то, что человек оказываясь в плену групповых представлений, ограждает себя частоколом общих (общинных) интересов, на которых всегда выстраивали свою "политику" люди со склонностью к "наркотику власти". В большинстве своём люди, имеющие "крепкую" веру в Бога, понимает Его как строгого и ревнивого Царя, не терпящего иноверцев. Слепо подчиняются догматам. Большое значение придают исполнению обрядов без глубокого понимания их смысла. Стойкие убеждения не позволяют им замечать собственную гордыню. При совершении "добрых дел" испытывают удовольствие. Любят пострадать за веру. "Душевные" люди, не способные к абстрагированию. Любое заключение, выходящее за рамки догматов, принимается в штыки: "Отцы" так не говорили. Знают как "надо" жить. О рождении от Духа не помышляют: "не достойны". Испытывают страх перед незнакомыми словами и понятиями. Не поддаются никаким логическим убеждениям, видят во всех остальных религиозных течениях происки дьявола. Надежда на скорый апокалипсис рождает подспудное злорадство, которое разрушает собственную душу и позволяет тихо радоваться несчастиям других: это их Бог покарал, так им и надо, нехристям. Для христианина же бытие в миру означает любовь к нему и смирение. Не наше дело осуждать людей. Если нечестивые поступают нечестиво, то это их проблемы. Каждый сам выбирает Вечность с Богом или без Бога. Ошибки - это наш опыт, без которого мы бы не знали, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме того, в "ошибках" других людей мы должны видеть собственную вину, т.к. негативное отношение к действиям, словам и мыслям "исторических персонажей", создаёт в тебе эффект узнавания этих качеств в самом себе, что помогает услышать внутренний голос, СОчувствуя и прощая. Возьмемся за руки друзья.… Как хорошо, как романтично, каким это ценным казалось в детстве - иметь друзей единомышленников, надеясь на возможность умножением количества перейти в новое качество. Не получилось. Всегда находится какой-то быстро соображающий "козёл", который становится во главе стада и решает свои собственные проблемы под маской заботы о пастве. Самое смешное, что, имея примитивные представления о Боге, как Абсолюте, которому дела нет до созданного им МИРА и копошащихся в нём людишек, "мастера" пытаются примерить Божественную ипостась на себя, объясняя неофитам СЕБЯ продолжением непрерывной череды воплощений Единого, как механической суммы Божественных свойств, оторванных от ЕДИНСТВЕННОГО ВОСКРЕСШЕГО, пришедшего в мир ради спасения ТЕБЯ ЛИЧНО, а не в составе любой продвинутой в понимании самой себя псевдорелигиозной "системы", находящейся под гипнозом "объективных" и неизменных законов. Созданная такими "просветленными учителями" система начинает свою деятельность с пропаганды своей исключительной заботы о тебе - единственном, родном и любимом, включая тебя сначала в круг любопытствующих, затем сочувствующих, эксплуатируя инстинктивное стремление людей сбиваться в кучу. Игры в мистику заканчиваются мистификацией. Вам предлагали хлеб Небесных Нив, А вы хотели отрубей досыта, Бальзам Небес небрежно в грязь пролив, Вы чашу променяли на корыто. Вам подносили ладан и елей, Вы избирали горькие плевела, Я в вас будила белых лебедей, А вы в курятник пятились не смело. И чувственность, принявши за любовь, Желанье плоти с устремленьем спутав, Вы души обрекли на участь вдов И обрели иллюзий сладких путы. Внимая зову призрачных идей, Безлико мысля, радуясь бескрыло, Вы сделали соблазном для людей Без ладана раздутое кадило. Под песнь псалмов, под славословий хор Вы так "невинно", сладостно грешили! И в белый христианский омофор Языческую суть свою укрыли. Не тронет совесть огрубевший слух И покаянье душу не измучит, Гордыня, словно гамбургский петух Победно крикнет на навозной куче. Не осуждая, тихо помолюсь За невзлетевших, не познавших Неба, За всю мою поруганную Русь, Что у детей святого просит хлеба. Стоит без укоризненных словес, На перекрёстках разума и сердца Славянка, провозвестница Небес, Святая мать в одежде иноверцев. А на груди горит злачёный крест И чётками запястье перевито, Из сердца льётся тихий благовест, Чело росой рассветною омыто. Прости же их, как ты прощала всех, Над неразумным суд верша не строго, И не вмени молитвы сей во грех Душе моей, рыдающей пред Богом. О.А. Как надо жить? Впервые ответ на этот вопрос я получил от своей младшей дочери - Анны, которой в то время было чуть больше четырёх лет. Читать сама она тогда ещё не умела, и книги ей читали остальные члены семьи. Особенно ей нравилась сказка "Цветик семицветик", которую она просила прочитать снова и снова. Вы, конечно, знаете эту историю, она редкой доброты и эмоциональной насыщенности. Однажды я спросил у Анны, что бы она сделала, окажись у неё волшебный цветок с одним единственным лепестком. Варианты типа: "Исполнение всех желаний" - мы отмели сразу, как неконструктивные, весь смысл был в том, чтобы желание было на самом деле единственным. Интересно было наблюдать за самим процессом мышления: взгляд, ушедший в себя, наморщенный лобик, явное желание максимальной искренности, попытка подобрать нужные слова и изумительный по красоте момент обретения истины - ясные глаза и простая фраза: я хочу, чтобы оттого, что я есть, никому бы не было плохо. Давно это было, но чем больше я размышляю над этим СОбытием, тем отчётливее вижу, что слова в уста моей дочери вложил сам Бог. Сама она этого не помнит, что, впрочем, лишний раз доказывает промыслительное действие, направленное на меня лично. Я понял, что Бог не только мыслит весь Мир в его устроении и развитии, но и у меня в этом мире есть своё место, искони мне предназначенное. Бог, изливая Божественную энергию (информацию) на тварный мир осуществляет свою цель, создавая свой "образ и подобие" (моделируя самого себя) в различных пространственно - временных континуумах. Мне остаётся только найти ЕГО (Бога) и его (место). Скорее всего, думаю я, это и есть смысл моей жизни, да и жизни любого мыслящего себя существа. Бог и человек Бог не должен быть "несказуемым" и "непредсказуемым". Всегда надо полагаться на Волю Божью, но знать, что она (Воля, Сила, Благодать) носит Личностный характер, направлена на Вас лично и просит от Вас только любви, в ответ на Его Любовь. Что есть Суд Божий? Подведение ИТОГОВ? Восстановление Истины? Суждение (доведение мнения) бога (или Богом) до нас, грешных? Наше самоосуждение, попытка СОизмерения своих чувств, мыслей, поступков с тем Образом, который явил миру Христос? Очевидно, что всё это имеет место быть. Вопрос в том, какое ОТНОШЕНИЕ ко всем этим понятиям складывается для вас, лично. Помните, Горький писал, что у бабушки и дедушки боги разные. "Измерять" Бога можно любовью и тогда Бог есть Любовь, а можно своими собственными суждениями, используя в качестве основания чужой опыт (своего-то нет). Если для тебя Бога нет, это, прежде всего, значит, что нет тебя. Есть некая сумма индивидуальных черт, но нет личности, нет того неповторимого "образа и подобия", которые Бог узнаёт как собственные. Путь