ПЛОЩАДКИ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПЛОЩАДКА ОРГАНИЗАЦИИ

Здесь представлена информация о деятельности НООСФЕРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Вход на общую страницу ассоциации здесь>>>

Сведения об обновлении сайта ищите в разделе "Текущие дела". _____________

Большая часть деятельности ассоциации проводиться путем переписки дискуссионных материалов и обновлений.
Если Вы хотите получать эту рассылку, то просто напишите нам письмо.

 

ПАРТИЯ ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ. СОЗДАТЕЛЬ И. ПОЛУПАНОВ. ГУМАНИТАРИИ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!!!

ПАРТИЯ ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ

Эволюция природы человека.

И.В.Полупанов

Что такое “природа человека”? Как её определить? Самое главное - как она себя внешне проявляет? Что определяет наше отношение к окружающим событиям, и образует нашу “природу”? Подвержена ли она изменениям? Чем определяются эти изменения? Позволяют ли свойства нашей “природы” построить, например, коммунизм, или “развитой капитализм”?

Наше воспитание, традиции, обычаи, наши комплексы неполноценности, - все эти составляющие определяют наши мысли, желания и поведение в различных ситуациях.

Гражданское и уголовное право, нравственные законы и обычаи – всё это “внешние” проявления “природы”, “внутреннего стандарта” людей, которые составляют общество. Изменение этих составляющих указывает на изменение этой самой “внутренней природы”. Иногда её же называют “менталитет”.

Кадр из Голливудского фильма о жизни наших предков. Первобытная женщина (можно сказать, даже не женщина, а самка), одетая, как и все, в шкуру, нагнулась для чего-то. Сейчас же к ней сзади пристраивается в шкуры одетый мужчина (в смысле – самец, у него же ещё нет денег!), и пытается вступить с нею в половые отношения. Как бы сейчас сказали, пытается изнасиловать”. Женщина, однако, не проявляет никакого беспокойства. С ней как бы ничего плохого не происходит. Она спокойно занимается своим делом, не обращая внимания на самца и на окружающих. У самца ничего не получается. Возможно, потому, что эта женщина была блондинкой, а все остальные – брюнетки. Может, по какой-то другой причине. Он с досадой уходит.

Реакция остальных членов племени (самцов и женщин): никакой реакции. То есть – совсем никакой! Никто не отвернулся, чтоб его глаза не видели бы эту гадость. Никто не подобрался поближе, чтобы было лучше видно. Никто не бросился защищать “несчастную” женщину. Обычное дело! С кем не бывает! И вполне соответствует тогдашней “звериной природе” человека.

Следующий кадр. Обсуждение этого происшествия “в коллективе”. Участвуют: блондинка и её подруги. Никаких возмущений о нарушении прав женщины, осуждающих звериную натуру этого дикаря! Видимо, потому, что поведение самца не противоречит общественным обычаям, той самой тогдашней “природе человека”. Никаких писем в феминистские организации! Даже “дикарём” этого дикаря никто не обзывает. Может, потому, что он и есть дикарь, и не скрывает этого? Вместо этого женщина берёт за один конец небольшую палочку, длиной примерно 20 сантиметров. Пальцы женщины сжаты свободный конец палочки “смотрит” вверх. Женщина слегка разжимает пальцы – палочка остаётся в её пальцах, поворачивается, и свободный конец палочки опускается к земле. Блондинка и её подруги понимающе улыбаются. Обсуждение закончено.

Сегодня подобное происшествие вызвало бы совсем другую реакцию. Во-первых, если бы какой-то мужчина и решился бы на такое нападение на глазах всего племени, его бы посчитали “диким”, или умственно неполноценным. Хотя, вполне может быть, что подобные желания возникают сегодня у многих, вполне “нормальных” мужчин. Реакция самой женщины и остальных граждан племени – будет довольно бурной (об этом ниже). “Жертва” будет кричать и сопротивляться. Остальные женщины примутся, как минимум громко кричать, а может, будут защищать “жертву”. Возможно, кто-то из мужчин также попытается защитить “жертву”.

Обсуждение происшествия также будет проходить более эмоционально. Обязательно будут проклятия в адрес этого “самца” и его звериной природы. Скорее всего, жертва обратится в милицию. Возможно, напишет письмо в феминистскую организацию.

Для “жертвы” ничего особенно удивительного в поведении “этого самца” нет. Она сама старалась вызвать у него сексуальное желание: не зря же (добровольно!) надела короткую юбку, и накрасила губы! Однако по её плану, её внешний вид должен был вызвать у самца только соблазн, но не такие откровенные действия. Поэтому она раздражена и искренне его осуждает.

Мы с вами, обычные - нормальные люди – тоже его осуждаем. Потому как его поведение нарушает обычаи нашего общества, приходит в противоречие с нашей “человеческой природой” (а также – является уголовным преступлением (сегодня), но это уже – забота блюстителей закона).

Однажды я был свидетелем подобного эпизода часа в 2 ночи в уличном кафе. Двое людей “кавказской национальности” пытались силой затащить двух девушек (славянской наружности) к себе в машину. Девушки визжали и упирались (вспомните голливудский фильм!) За них особо никто не заступался, хотя в кафе было полно народу – боялись “кровного братства горячих парней”. “Кавказские парни” не “поймали” прохожих девушек на улице – они вчетвером с ними часа 2-3 сидели за одним столиком в том же кафе. После окончания трапезы девушки, видимо, собрались пойти домой. Что не понравилось парням, которые, судя по всему, вспомнили известную формулу “Кто девушку ужинает, тот её и танцует”. После чего попытались силой “пригласить” девушек к себе домой. Видимо для того, чтобы там спокойно изнасиловать. Можно отметить, что на виду “остальных членов племени” они это делать не решались.

Мы перегородили своей машиной выезд “кавказской машине”, кто-то (в основном другие девушки) вступил с “горячими парнями” в перебранку. Темп был утерян, решимость парней ослабла. В конце концов, они отпустили девушек и уехали.

Из сравнения этих ситуаций можно видеть, что обычаи общества отражают “человеческую природу”, и меняются по мере изменения этой самой пресловутой “природы”. И это хорошо заметно по поведению людей.

Каждому уровня развития человека соответствует некий характер его “природы”. То, что раньше человек считал нормальным, обыденным – сегодня – уже недопустимо. И наоборот. Что раньше считалось недопустимым, сегодня считается обыденным. Даже если человек никаких заметных действий не предпринимает – всё равно, его отношение к окружающим событиям проявляется в эмоциональной реакции, которую человек лучше или хуже скрывает. Он либо полностью принимает окружающие события, либо равнодушен к ним, либо эмоционально отвергает их. Как правило, если он принимает события – это его желаемое будущее. Он с такими событиями полностью согласен, желал бы такого для себя и своих близких. Равнодушное отношение – скорее всего можно ожидать на то, что реально уже есть, и окружает человека ежедневно, ежечасно. Возмущённое, отрицательное отношение – скорее всего к тому, что человек считает “вчерашним днём”, что он “уже проходил”, знает недостатки, и определил своё отношение к этому как отрицательное.

“Внутреннюю настройку” человека, определяющую его отношение к событиям – можно изменять. Попробуйте по многу раз в день показывать человеку сцены изощрённого насилия – и насилие станет для него вполне обычным и приемлемым. Можно будет сказать, что общество насилия – соответствует его “природе”. Либо наоборот, человек внутренне “сломается” и насилие станет для него неприемлемо. Можно вспомнить фильм Стенли Кубрика “Механический апельсин” по одноименному роману Энтони Берждеса. Используя методы психологического воздействия агрессивного подростка заставили ненавидеть насилие, изменив, таким образом, его “природу”. Роман относится к жанру фантастики, однако, учитывая современный уровень развития прикладной психологии, - ничего особенно “фантастичного” в нём нет.

Природа – суть “естество”, когда мы говорим о каком-то явлении, как о “природном” или “естественном” - мы имеем в виду полное отсутствие вмешательства человека. Потому, что ясно видим разницу между событиями, развивающимися в соответствии с “законами природы” (или “божьим промыслом”) и событиями, которые создаются и управляются человеком. Разница видна и в целях, и в методах. Словосочетание “природа человека” (или “натура человека”) можно понимать, как его “естественное” состояние, в котором он пребывает “сам по себе”, в отсутствии вмешательства со стороны других людей.

Последнее определение содержит очевидное противоречие: и сегодня, и 200 лет назад самое, пожалуй, мощное воздействие на человека оказывается не со стороны его “природной”, а со стороны его “искусственной” составляющей, т.е. со стороны других людей. Конечно, нельзя забывать, что человеку по-прежнему, как и 5000 лет назад, надо дышать, питаться и пить. Однако, человеческое общение необходимо для него в не меньшей мере. Человек в большей или в меньшей мере – но обязательно тянется к общению. Общаясь, он неизбежно что-то перенимает от других людей, и изменяет, таким образом, своё “естество”. Считать воздействие, возникающее в результате человеческого общения “природным”, “естественным” фактором – наверное, неправильно. Ведь воздействие возникает не со стороны “природы”, а со стороны людей: “С кем поведёшься от того и наберёшься!”. Хотя, в большой степени, это можно считать “спором о терминах”, который имеет чисто риторическое значение.

По мере совершенствования “человеческой природы” в нашем сознании (или в подсознании) на “базовые” или “первобытные” инстинкты и рефлексы настраивается множество более “современных”, благоприобретённых инстинктов и рефлексов “более высокого порядка”. Основной источник “строительства” - опыт, вынесенный из общения с другими людьми.

Первичными можно считать правила (инстинкты): “Слово вожака = закон”, “Своя шкура ближе к телу” и “Моя пещера – с краю!”, “После нас – хоть потоп!”, “Кто смел, - тот и съел!”, “Око – за око, зуб – за зуб!” и “Человек – человеку – волк!”.

Более “высокими”, или “надстроенными”, можно считать правила: “Не убий”, “Не укради”, “Не возжелай жены ближнего своего”, “Не прелюбодействуй”, “Не рой яму другому – сам в неё попадёшь”, “Не плюй в колодец”, “Гордым быть - глупым слыть”, “Личное – важнее общественного”, “Без труда не вынёшь рыбку из пруда”.

Убедившись в прочности “надстроенной конструкции”, можно строить выше: “Ударили в левую щёку – подставь правую”, “Сам погибай – товарища выручай”; “На Бога – надейся, а сам – не плошай”; “Не сотвори себе кумира”; “Человек – человеку – друг, товарищ, и брат”; “Один – за всех, и все – за одного”; “Не суди – не судим будешь”; “Общественное – важнее личного”.

Чем “выше надстройка” - тем ближе “инструкции по поведению” к извечным человеческим идеалам: гуманизму, миролюбию, взаимопомощи, равенства перед законом, взаимному пониманию и уважению. Спускаясь “по конструкции” вниз – мы удаляемся от “высоких” идеалов, и приближаемся к “звериному” состоянию, с его незатейливыми, зато надёжными инструкциями.

Хотелось бы верить, что цель развития нашей цивилизации – не замечательные “железочки” и “пластмассочки”, пусть даже с элементами “звериного” интеллекта, но формирование людей такой “природы”, которая полностью соответствует вышеупомянутым человеческим идеалам.

“Базисные” инстинкты – они, к сожалению, гораздо сильнее “надстроенных”. “Базисные” - они тысячелетиями формировались! А “надстроенные” - всего-то несколько сотен или даже десятков лет… Можно сказать, что ещё даже “раствор не схватился”!

Все “свеженадстроенные” правила-инстинкты “работают”, и управляют человеком, пока у него все нормально, или хотя бы не очень плохо, пока он “в своей тарелке”. “Выбить” человека из нормального состояния – совсем не сложно: “…истинные пределы человеческого равновесия очень узки и совсем не нужна дыба или жаровня, чтобы среднего человека сделать невменяемым” (А.И.Солженицын, “Архипелаг ГУЛАГ”).

Свежий пример. Жена моего знакомого, женщина – выше среднего достатка, ездила с подругой в Париж на пару недель. Приобщиться к высокой культуре и искусству, французской одежды прикупить. Получилось так, что вернулись они в конце августа 1998 года. Как раз сразу после объявления дефолта со всеми вытекающими последствиями. Куда только делся “налёт Парижского шика”! Женщина, как только про всё узнала, то как была, в парижских шмотках – так, не переодевшись, побежала за картошкой: вдруг голод наступит!

“Западные” политологи используют весьма своеобразный показатель: появление на улицах и в ближних пригородах большого количества брошенных породистых собак и кошек. Оказывается, если уровень доходов средней “западной” семьи снижается на 5-10%, то это – уже достаточный повод, чтобы избавиться от своего домашнего животного. В целях экономии.

У каждого человека свой порог выхода из нормального состояния. Поэтому в России после дефолта никто не выкидывал на улицу домашних животных…

Покинуть нормальное состояние можно не только из-за стресса, но и более приятным способом – с помощью спиртного (или наркотиков): “…Волна бешенства и отвратительной, непристойной радости освобождения от всего человеческого уже захватила его…”(“Трудно быть Богом” А.и Б. Стругацкие).

Однако, мы договорились, что “природа человека” - это его “естественное” состояние, в отсутствии сильных волнений, стрессов, алкогольного или наркотического опьянения. Поэтому “природу” человека надёжнее менять постепенно, путём ежедневной и ежечасной пропаганды нужных “пропагандисту” ценностей и моделей поведения. Таким способом вполне можно убедить миллиарды людей, что истинное счастье – не в освобождении от страхов, осознании собственного достоинства, уверенности в себе, общении с приятными людьми. Но в обладании престижной моделью автомобиля, модной одеждой, посещении элитных клубов и курортов, и прочем “утешении” своих комплексов неполноценности, умело созданных “пропагандистом”. В отсутствии счастья настоящего – его вполне можно заменить счастьем суррогатным: “.. все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле этого слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологически почти все они были рабами – рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопится стать рабом – рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов…”(“Трудно быть Богом” А.и Б. Стругацкие).

Образ суррогатного счастья внедряется основательно, как правило, с использованием “базисных” инстинктов. “Низкие” правила – это “золотая жила” для создателей рекламы. Поговорку “На вкус и цвет – товарищей нет” - никто не отменял. Если какое-то изображение, какой-то звук человеку нравится – это, как правило, не требует никаких объяснений или обоснований. И вполне может быть использовано в рекламных целях! Пока человек смотрит на то, что ему нравится, он на время “приглушает” свой разум. Самое время внедрить ему в память полезную для создателей рекламы мысль типа “Кока Кола = счастье”. Множество подобных мелких образов прочно закрепляются в нашей памяти, постепенно изменяя наше естество, нашу “природу”.

Попробуем представить некое “рабовладельческое” общество на “одном, отдельно взятом”, например, необитаемом острове в наши дни. “Поселим” туда обычных современных “свободных демократических” людей. Случай занёс. Например, вынужденная аварийная посадка. Остров – вдалеке от судоходных путей, поэтому его “никто не беспокоит”. Для “закваски” - несколько “профессиональных” рабовладельцев. Откуда их сегодня взять? -например, какие-то инопланетяне их заморозили в своих инопланетных “научных целях”, а теперь самолёт упал прямиком на их холодильник, тот испортился, и “рабовладельцы” ожили раньше времени. Этих “профессионалов” мы считаем рабовладельцами именно потому, что они осознают себя ими. И не представляют другого типа общества. Это люди “другой природы”, другой общественной психологии, другого отношения к “своим” и к “рабам”. Рабовладельцы в десятом колене! Если такой ткнёт в какого-то “раба” стимулом (заострённой палкой), а тот не подчинится – “рабовладелец” будет сильно удивлён. С их точки зрения, бывшие авиапассажиры – обычные рабы (и одеты соответственно).

Пусть теперь потомственные рабовладельцы набирают себе (из “обычных” людей) охранников-погонщиков, чтобы остальных превратить в рабов. Пусть относятся к мужчинам, к их жёнам и детям – как к рабам. Начальные условия – у всех равные, оружия нет ни у кого.

Долго ли рабовладельческий строй продержится, если 95% “тамошних” людей – “свободные демократы”? Вероятно, нет. Если у “рабовладельцев” что-то “по нахалке” получится, то сначала у “нормальных” людей будет шок. Они загонят свою “демократическую природу” за толстые стены “первичных инстинктов”. Некоторое время спустя они успокоятся, выйдут из стресса, и их “природа” - таки возобладает! У людей окрепнут внутренние противоречия, появится желание “привести в соответствие” внешний мир с миром внутренним. Поскольку оружия нет никакого, “обычные люди” терпеть “рабовладельцев” долго не станут. Потому что не приемлют открытого насилия: “природа не та”. Так что, скорее всего, “революция” неизбежна. А после “революции” люди, скорее всего, образуют общество, которое ближе всего к их мировосприятию, к их природе”.

Недотёпам - “рабовладельцам” как-то “поизящней” бы надо, что ли! Надо бы избегать откровенного насилия! Им бы надо всем “рабам” объяснить, что вот они (начальники) сейчас устанавливают самую, что ни на есть демократическую форму “народовластия”. Причём, сами понимаете, для блага того же народа. Что “погонщики” - они для дисциплины. Что им, начальникам (рабовладельцам), - работать нельзя. Им – надо руководить. Потому, что они лучше всех знают, что и как надо делать, у них есть соответствующее понимание, образование, и знакомства. А вот остальным - придётся вкалывать от “восхода до заката”! Так извините: механизации-то никакой, сами ж видите!

Тогда, “рабовладельцы”, может быть – власть бы и удержали. Однако у них, у рабовладельцев – тоже “природа не та”! Зачем им хитрить и изворачиваться? – они же и так ощущают себя начальниками! Они вполне приемлют открытое насилие, а политика там всякая – не для них.

В итоге: рабовладельческий строй - оказался для большинства людей неприемлемым, он входит в противоречие с их “человеческой природой”. Поэтому люди откажутся от него.

А возможно ли сегодня одновременно наблюдать общества, состоящие из людей различной “природы”?

Множество моих знакомых, ездивших в Америке за рулём, отмечают “гипертрофированную” вежливость американских водителей. Как один выразился “аж противно: только успел поворотник включить, чтобы перестроиться – тебе сразу же улыбаются, и освобождают место”. Для “нашего” человека подобная вежливость “не нормальна”, не соответствует “его натуре”.

Мой хороший знакомый, профессиональный психолог, недавно вернулся из Америки. И поделился интересными наблюдениями по поводу “ихней американской тупости”. Как известно, стараниями известного сатирика (или юмориста) М.Задорнова только самый “тёмный” житель России не знает, что мы, русские (или постсоветские), - конечно же, гораздо сообразительнее и умнее “этих тупых американцев”. Есть поговорка “Предупреждён – значит, вооружён”. Однако, в отношении лести эта формула срабатывает плохо. Кто-то сказал, что лесть страшное оружие, поскольку действует даже тогда, когда мы знаем о его применении. Она застилает нам глаза и уши, и мы слышим и видим только то, что нам хочется слышать и видеть. Правду – слышать и видеть, как правило, не желаем. Лесть – слишком соблазнительна! Поэтому мы верим образам “глупых американцев”, убедительно вылепленных М.Задорновым, и не хотим по-другому взглянуть на ситуацию. Может, американцы – не такие уж и “глупые”?

Например, нужно “нашему” человеку в Америке провести презентацию, а мебель и аппаратуру покупать или брать в аренду – не хочется. “Наш” человек находит выход через обман “глупых американцев”: в магазине покупается мебель и аппаратура для проведения презентации. После презентации – всё это сдаётся обратно в магазин, деньги полностью возвращаются. Сложно? – вроде нет. В Америке принято в большей степени, чем у нас, доверять людям, поэтому такие “фокусы” там – возможны. Но “тупые американцы” до этого “не додумались”! Ой ли? А американец такое бы дельце мог “провернуть”? – Без проблем! И, наверное, даже лучше, чем “наш”. Но – американцу просто не хочется обманывать. Конечно, здесь обман - это не нарушение закона, и его не смогут привлечь к уголовной ответственности. Но узнать о его “блестящем” замысле – вполне могут, ведь в Америке почти все “стучат” друг на друга. И он потеряет доверие общества, да и в своих глазах будет выглядеть как-то “не очень”. Поэтому американец на такой “изыск” не пойдёт, даже если “додумается” – “себе дороже”. “Нашего человека” - угроза моральной расплаты не пугает. Его испугала бы угроза уголовного преследования, или грубого физического насилия. Уголовное преследование – это не грубое физическое воздействие, но для “нашего человека” - достаточно весомо. И может удержать от каких-то поступков.

Выходит, наш человек на ступенечку ниже американца оказался, для американца достаточно и угрозы моральной ответственности.

Вполне может быть, что американцы доросли до такого “высокоморального” состояния, и живут в нём не “сами по себе”, а вследствие системы страхов, поддерживаемой американским обществом. Например, они боятся нарушить правила дорожного движения, потому, что такое нарушение может обойтись довольно дорого. Нарушителю придётся не только уплатить штраф, факт нарушения зафиксируется в электронном досье, которое ведётся на почти на каждого американца. Из-за чего для нарушителя возрастает стоимость автомобильной страховки, возможны сложности при получении кредита и т.д..

Однако, в результате многолетней “дрессировки страхом” эта “высокоморальная надстройка” уже стала частью их “человеческой натуры”.

В последние 10 лет мы гораздо “ближе познакомились” с представителями “закавказских народов”. К сожалению, не всегда с лучшей стороны. Вот их, как правило, уже пугает не угроза уголовного преследования, а только угроза физической расправы. Более “лёгкими” угрозами – их не удержать. Для них до сих пор существует обычай “кровной мести”. Он предполагает физическую расправу представителей одного рода над представителями другого в случае нанесении оскорбления или убийства. Считается, что существование этого обычая сдерживает взаимное истребление. Получается, что если бы не угроза физической расправы – “горячий парень” истреблял бы. А так – побаивается.

Вспомним случай в летнем кафе. В том же кафе на другой день я давал показания по этому случаю милиционеру. Оказывается, “кавказцев” задержали, и милиции понадобились свидетели. В присутствии милиционера в форме (другой) подошедший “кавказец”, возможно, чей-то родственник, начал мне говорить, что я вчера поступал нехорошо: загораживал своей машиной выезд, и что я могу за это поплатиться! Эти угрозы произносились в присутствии милиционера – эти ребята не боятся представителей закона и уголовного преследования! Вот если бы у меня за поясом торчал большой пистолет – это, возможно, как-то удержало бы от угроз. Думается, что “наш” (русский) человек поостерёгся бы высказывать угрозы в этой ситуации.

Вполне может быть, что поведение “нашего” человека, который опасается уголовного преследования, показалось бы тому “кавказскому” человеку глупым. Для последнего, если нет физической угрозы – значит, нет ограничений. Примерно таким же “непонятным и глупым” кажется нам поведение “глупых американцев”. Мы без труда можем для себя объяснить поведение “кавказцев”. Возможно потому, что мы “выше” их, а “сверху” - лучше видно. А вот поведение “глупых американцев” - нам уже как-то с трудом даётся. Может потому, что американцы – выше нас, и поэтому не столь понятны – снизу-то не всё видно!

У нас получилась лестница. На трёх её ступенях можно одновременно наблюдать трёх разных по своей “натуре” людей. На верхней ступени – “американцы”. Их поведением можно управлять через моральные ограничения. “Наши люди” - на средней. Здесь моральные ограничения – не действуют, но действует угроза уголовного преследования. На нижней ступеньке – “горячие ребята”: их можно удержать только угрозой насилия.

В каждом обществе можно найти людей разных взглядов и принципов (т.е. разного “естества”, или разного уровня развития). Условно их можно поделить на людей с “отсталыми”, “современными”, и “передовыми” взглядами. Подавляющее большинство – это люди с “нормальными”, или “современными” взглядами. Само слово “нормальный” имеет арифметический аналог “нормализовать” или усреднить: сложить все числа, и их сумму разделить на количество чисел. “Нормальных”, как правило, большинство.

“Отсталые” люди “тянут” общество назад, “передовые” - “вперёд”. Общество постепенно меняется в ту или в иную сторону. Или “стоит на месте”, если все силы уравновешивают друг друга. Как мы помним, если “верхи не могут”, а “низы не хотят” - происходит революция. Не обязательно “социалистическая”, - вполне может случиться, что и “буржуазная”.

Последних, кстати, пока было большинство.

Вследствие такого своего “состава” в каждом обществе заложены потенции как развития, так и деградации. Развиваясь, общество не может не изменять “естественное”, “природное” состояние своих членов, их “человеческую натуру”.

Основной аргумент защитников “свободной демократии” (проще говоря – “капитализма”) состоит в том, что именно такой тип общества в большей мере соответствует “природе человека”, т.е. его “естественному” состоянию.

Считают ли сторонники подобных “человекоприродных” аргументов “невозможности коммунизма”, что так называемая “природа человека” “ни капельки” не изменилась со времён племенного строя и матриархата и по настоящее время? Что “природа” человека, жившего в племени, такая же самая, что и у нашего современника? – Очень хорошо! Спорить – не станем! Получается, что у нас, у людей, эта самая “природа” - очень, знаете ли, гибкая такая, высокоадаптивная и пластичная! И она, без видимых изменений, позволяет её носителям жить в очень разных типах общества – от “первобытно-общинного”, до “коммунистического”. Никаких конфликтов при этом не возникает, это хорошо видно за последние несколько тысяч лет!

Или конфликты всё-таки были? Если да – то это есть зримое доказательство изменений “человеческой натуры”: как только у большинства людей эта самая “натура” входит в сильное противоречие с окружающим миром (“Бытие” СИЛЬНО не соответствует “Сознанию”), люди – стараются этот внешний мир изменить через революции, бунты и восстания. Подобные события возникали сравнительно нечасто. Часть из них – была успешной. “Если мятеж удачен – его называют иначе”. Например, с 1928 “Октябрьский переворот” официально называется “Великая Октябрьская Социалистическая Революция”.

Если уровень “человеческой натуры” достаточно высок – можно обойтись и без кровопролития. Например, в 1991 году советский народ в большинстве своём имел достаточно высокий уровень развития, и его удалось “по-хорошему” убедить вернуться к прежнему общественному строю (впрочем, не обошлось без обмана). Можно предположить, что дело – не только в уровне развития, а ещё в том, что народ за 70 лет сильно запугали, и он был готов на что угодно. За весь народ – не скажу, однако его добрая половина – не боялась, но именно желала возвращения капитализма! Имело место добровольное желание. А вот в 1917 году – и уровень был – “не очень”, и сопротивляться люди ещё не боялись. Поэтому народу погибло – больше, чем в Первой Мировой… Надо отметить, что “кровавый способ” неприемлем по нескольким причинам. Хотя бы потому, что никакие злодеяния никем никогда не будут забыты. И они могут дискредитировать в глазах людей любую, даже самую распрекрасную идею.

Можно рассматривать всю человеческую историю, как пресловутую “перманентную революцию”. Это будет означать, что нашей человеческой “природе” чужд любой стабильный общественный строй. И “долгий” феодализм для неё – так же неприемлем, но и так же возможен, как и “долгий” коммунизм: всё равно революцию устраивать! Можно вспомнить дневники В.Маяковского, в которых он описывает своё путешествие по Мексике в 20-е годы прошлого века. В этих дневниках Владимир Владимирович отмечает особенную любовь мексиканцев к оружию и к революциям. Видимо, непрерывная революция соответствует их “человеческой природе”. Но и эта жадная до революций “природа” не отрицает ни коммунизма, ни феодализма.

Вопрос об “изменчивости человеческой природы” - вполне риторический.

В нём возможны всего два противоположных мнения:
1) Признать, что “сущность” человека, его “природа”, или его “натура” - для всех общественных формаций, которые прошло человечество - одна и та же, она “ни капельки” не изменилась. Так замечательно! Значит, наша пластичная, наша адаптивная “природа”, которая “прошла” от племенного строя до капитализма без изменений, - и “коммунизм” сдюжит, ничуть не изменяясь! А может быть – и более высокие формы общественного устройства. Гибкость, однако…
2) Напротив, мы делаем
вывод, что между “менталитетом” человека первобытно-общинного общества и общества сегодняшнего - та же пропасть, что и между феодализмом и коммунизмом (а может, и поглубже). Здесь получается, что в результате общественного развития “человеческая природа” всё-таки изменилась! Если так, то что же, спрашивается, ей мешает изменяться (надо думать, в сторону “совершенствования”) и в дальнейшем? Что мешает надстраивать новые правила над “базисными” всё выше и выше? Она, “природа”, - так и до “коммунизма” дорастёт, а может – и выше! Какие проблемы?

Кто обосновал существование какого-то предела в развитии “человеческой природы”?

Используются технологии uCoz