ИНФОРМАЦИЯ

назад

МОИ ТЕКСТЫ

ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ЛОГОСА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

ПЕРИОД ОТ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ДО ЭМПЕДОКЛА.

В истории античной философии мы имеем такое понятие как “логос”. Впервые это понятие мы встречаем в учении Гераклита, однако само по себе, оно являлось важной вехой учений философов и до, и после него.

Для начала создадим себе краткое представление о том, что такое Логос. Для Гераклита, это было важнейшим понятием в его философии. Логос отождествляли с различными его значениями: его называли и “речь”, и “рассказ”, и “повествование”, а также “закон” и “разум”. У Гераклита Логос тоже многозначен. Он у него является речью, мыслью и разумом. Это отождествление отображает представления Гераклита о логической “части” Логоса, объясняющая процесс его функционирования. Это отождествление показывает единство выражения через речь мысли, которая порождается посредством разума (ума). Это некий единый процесс эманации из сферы идейной, в сферу действительности и осуществления.

Но Логос “имеет в своем составе” еще и физичный аспект, который отражается в учении Гераклита определением “Слова-Мысли-Закона”, обладающего чертами всеобщности. Это обозначение также отражает то, что Гераклит вкладывал в понятие логоса, выражающегося как процесс, в данном случае, объективного упорядочивания действительности, посредством Мысли-Слова, нашедшее свое выражение в законах природы. Таким образом, Гераклит прибегнул к понятию логоса в целях описания действительности как единого организма, имеющего свой центр в виде наполненного сознательностью и разумностью огня, из которого и проистекает Логос, все творит и упорядочивает.

Логическая часть легко уживается у Гераклита с частью физичной, поскольку он отождествляет в своих пределах бытие и сознание, поскольку последнее причастно ему, описывая, а также сходно по функционированию. Таким образом, Логос есть точка, в которой тождественны бытие и мышление. Соприкасаясь с Логосом, мудрец отождествляет собственное мышление с бытием и, тем самым познает истину. Поэтому, по Гераклиту истина (Логос), задает структуру как бытия, так и мышления, и есть задающая им меру.

Вообще для философов рассматриваемого здесь периода характерна та черта, что их видение Космоса заключалось в представлении о нем, как о едином живом организме, упорядоченном и восходящем к своему единству. Точнее даже сказано в положении: “Все есть одно”, где множественность представляется лишь проявлениями единства, которое только и реально, а чувственный опыт – лишь иллюзия или проявление божественного.

И как раз Логос есть та изливающаяся Мысль-Слово, которая раскрывает единое во многое, выступает мерой всего и структурой как бытия, так и мышления. Следы Логоса можно обнаружить уже начиная с милетской школы, где еще Фалес говорил, что: “Все есть вода”. Правда здесь Логоса, как мерила еще нет, но Фалес все-же пытается связать едиство со множественностью, и прибегает к системе объяснения своей “водной” теории построения Космоса через испарения. Но Логос проявляет здесь себя в том, что эта вода у Фалеса есть сосредоточие не только механическое, но и душевное, но и информационное. Может он и не расписывает особо информационную составляющую воды, но указывает на семя, как на источник зарождения жизни, где из первоначальной, наделенной потенциалом жидкости, производиться действительность.

Похожую роль первоначала у Анаксимандра играл апейрон. Из бескачественной, беспредельной, но между тем неопределенной смеси, рождается качественное и множественное, что необходиться также без своей вариации Логоса. У другого же милетца, - Анаксимена, роль первоначала выполнял воздух.

Более определенную роль влияние Логоса начинает играть в эпоху пифагориизма. Как известно, они решили разобраться с тем, каким образом происходит мера всех вещей, и жестко привязали решение этой проблемы к отождествлению с числами. Здесь Логос начинает себя проявлять уже как явная информационная программа разворачивания вселенной, фиксируемая пифагорейским сознанием в виде тех или иных числовых выражениях. За первооснову мира они взяли монаду (единицу), отражающую принцип всеобъемлющей себя абсолютной единичности. Затем также, сообразно числам, Космос начинает разворачиваться вовне посредством Логоса, а числами пифагорейцы фиксировали для себя этапы рождения и упорядочивания бытия. В этой единице также заложено все, что, подходя к десятке, реализуется в совершенную полноту бытия.

Особенно интересно пифагорейское понимание пространства как сложенность плоскостных геометрических фигур. Двигаясь от простого к сложному, Логос из простоты всеобъемлющего создает сложность конкретного, к чему приходит Пифагор, восходя к наиболее простым, по его представлениям, частичкам материи. А они, являясь производной от двойки, именуемой также “порыв”, “дерзание”, явно имеют информационную подоснову, заключенную в возможности в единице. Двойка – эта та же единица, но в движении.

И только в учении Гераклита Логос обретает собственное понятие. Теперь он наполняет процесс развертывания бытия качественным содержанием, в то время, как у тех же пифагорейцев, оно было черезчур механистичным, и не объясняющим явлений живого. Гераклит же внес в этот процесс качественную характеристику, где у него механика является внешним проявлением качественных изменений первоогня и раскрытия его во множественности. Можно даже сказать, что он первый открыл категорию качества, столь необходимую при описании явлений на их сущностном уровне.

Правда, до Гераклита выступил со своим учением Ксенофан Колофонский. Он полемизировал с Гомером и Гесиодом по поводу неадекватности приписывания богам человеческих качеств, и развивал свою божественную систему. В итоге, мир у него представлял собой единого бога, который “сращен” со всеми вещами, которые и являются его проявлениями. Однако, Логос здесь не очень заметен, в силу отсутствия проблемы происхождения мира. Все есть бог, а его выражения описываются умом, и в Логосе как таковом Ксенофаном не изучаются.

После Гераклита, в процессе исторического рассмотрения идеи Логоса, мы имеем Элейскую школу, с основным ее идейным представителем – Парменидом. Как известно, последний выделил логическое мышление в особую статью человеческой жизнедеятельности, осознал ее статус, а также независимость от частных индивидуальных переживаний. Надличностная логика показала себя универсальным механизмом, с помощью которого он и принялся описывать процессы во вселенной.

Отвлеченное логическое мышление показало свою полную независимость от чувственно воспринимаемого опыта (как нам кажется и по сей день). Оно довольно хорошо состыкуется и с гераклитовым Логосом, в результате чего, в последующем, стали ходить воззрения о Боге, создаваемым мир рассуждая.

Однако, зеноновские апории, в свое время, ясно показали прямую несовместимость между логическим и чувственным описанием действительности, в то время, как обращение к качественной составляющей гераклитого Логоса, смогло бы значительно продвинуть античную мысль в этом вопросе. Но, с другой стороны, во мнении и истине, элейцы признавали единство одного и многого, причем не как нечто раздельное, но как моменты одного и того же. Таким образом, элейский логос, по-большей части, представляется нам чисто логическим, хотя и в области мнений, в их учении он также подразумевается.

И, наконец, мы приходим к мировоззренческой концепции Эмпедокла. Роль одного у него выполняет Сфайрос, а вот многое – реальное множество стихий: воды, воздуха, земли и огня. Его основной задачей было устранить разницу между отвлеченным логическим мышлением и физическими явлениями, воспринимаемыми чувствами. Поэтому идея Логоса, неотъемлемо присущая и в его мировоззрении, приобретает свой колоритный характер.

В целях усечения разницы между идеей и чувственно воспринимаемой вещью, он прибегает к традиционным стихиям, которые путем обособления появляются из Сфайроса, в результате чего рождается множественность и качественная определенность. Далее, новшеством являлось то, что они не способны были переходить друг в друга, поскольку лишение качества определенности, лишало, по его мнению, и саму эту определенность.

Эти стихии представляли собой некие “корни”, из которых, под воздействием сил Любви и Ненависти, “прорастало” все остальное. Причем творчеству и порождению приписывалась сила Ненависти, как разделяющая и упорядочивающая множественность, в то время, как сила Любви объединяла все в единое бескачественное вещество. Все вещи у Эмпедокла являются смесями в разных пропорциях этих четырех стихий, поэтому из качественных стихий он и получал качественные вещи.

Таким образом, и у Эмпедокла, Логос ниточкой связывает одно, через основу всех вещей в виде четырех качественных стихий, - до чувственно воспринимаемых вещей. Причем последние, также оказывались лишь видимостью сложного смешения первопричин. Правда, Логос оказывается у него значительно размытым, в силу упования Эмпедокла на категорию случайности. Стихии, случайно перемешиваясь, образуют конкретные вещи, где роль Логоса, как источника незыблимой истинности и информации, заметно принижается. Его сознание обращается из ранее авторитетной идеи, что все едино, в более модернизированную, сохраняющую базовый принцип единства, но обращенной на более конкретные причины возникновения вещей, что также является попыткой ясно увидеть логосный процесс развертывания вселенной из базового во многое.

Используются технологии uCoz